Мы продолжаем беседу с Михаилом Вириным о последних новациях,
предложенных в пенсионное законодательство.
- Михаил Михайлович, Если отвлечься от коэффициентов и баллов, о чем еще
надо сказать?
- А сказать надо не о пенсионной формуле, о которой много говорили и писали
все время ее подготовки и обсуждения. Ведь совсем незадолго до ее одобрения
правительством эксперты НИУ ВШЭ и РАНХиГС представили подготовленный для Минфина
доклад «Вопросы пенсионной системы».
- Мы о нем уже мельком вспоминали. И, видимо, стоит отметить странную
вещь: Минфин опубликовал текст этого доклада уже после того, как внес в
правительство свои предложения, основанные на его тексте.
- Мне кажется, что работники Минфина первоначально вообще не собирались
публиковать экспертный доклад. Но предложения, внесенные ведомством, вызвали
неоднозначную реакцию, и чиновники предъявили экспертное мнение.
- А доклад раскрывал главную тайну: зачем проводится столь сомнительная
реформа.
- Это и без доклада не было особой тайной, просто доклад расставлял все на
свои места.
По мнению его авторов, предлагаемые меры по реформированию пенсионной системы
дадут за 17 лет ощутимый эффект - более 31 триллиона рублей. Речь идет о том,
чтобы «повысить эффективность пенсионной системы». И экспертами были
сформулированы предложения по мерам оптимизационного характера, с помощью
которых государство и должно сэкономить на пенсионерах около 2-х триллионов
рублей в год. Причем некоторые меры уже одобрены правительством.
Авторы доклада классифицировали их по трем группам с точки зрения влияния на
параметры пенсионной системы:
- повышение доходов пенсионной системы
- оптимизация социально-неоправданных расходов пенсионной системы за счет
приведения минимальных требований, необходимых для получения права на трудовую
пенсию по старости, в соответствии с текущими социально-экономическими
условиями, поэтапного реформирования системы досрочных пенсий, усиления
социально-целевого характера пенсий;
- повышение эффективности пенсионной системы за счет усиления связи пенсии с
отчисляемыми взносами (заработком), стажем, возрастом выхода на пенсию.
Суммарный эффект от всех предложенных мер составит в 2015 г. - 275 млрд руб.
(0,34% ВВП), в 2016 г. - 691 млрд руб. (0,76% ВВП), в 2020 г. -1 трлн 418 млрд
руб. (1,05% ВВП), в 2030 г. - 31 трлн 373 млрд руб. (1,1% ВВП).
При этом эксперты честно пишут, что «в дополнение к перечисленным выше мерам,
рано или поздно необходимо будет принять решение о поэтапном повышении
пенсионного возраста, как одной из наиболее эффективных мер».
- Но как раз на это предложение наложено категорическое табу.
- Ну, и что: оно постоянно звучит – есть ведь мировой опыт.
Но мы сейчас обратимся к тому, что названо в докладе среди предлагаемых
мер:
- повышение взносооблагаемого предела с 1,6 до 2,3 от средней заработной
платы;
- введение и постепенное повышение тарифов дополнительных отчислений для
работодателей за работников занятых на вредных производствах;
- невыплата базовой части пенсии работающим пенсионерам, имеющим высокие
заработки (по расчетам авторов доклада, поскольку речь идет о сумме около 50
тысяч в месяц, таковых наберется 20%);
- изменение правил перерасчета страховых пенсий работающим пенсионерам;
- индексация фиксированных выплат в соответствии с инфляцией и так далее.
- Из этого текста понятно, что в Минфине пошли по пути, предложенному
экспертами: главное – сэкономить бюджетные средства, а пенсионеры – авось не
вымрут.
- Во всяком случае, за возможность платить пенсионерам меньше в Минфине
ухватились с удовольствием. Ведомство даже предложило выплачивать фиксированный
базовый размер трудовой пенсии (на период работы), только тем работающим
пенсионерам, чей совокупный доход не превышает 2,5 МРОТ (то есть около 14 тысяч
рублей). Тогда речь зайдет уже не о 20, а, возможно, о 80% пенсионеров –
работяг.
И, разумеется, сотрудникам финансового ведомства понравилось предложение
установить рост пенсий на уровне инфляции плюс 2%. По оценкам Минфина, в
долгосрочной перспективе это сэкономит до 1,5 триллиона рублей.
Конечно, в этом случае рост пенсий замедлится еще значительнее, и достичь
целевого показателя по их размеру в 2,5 прожиточного минимума пенсионера к 2030
году не удастся. Но эту неприятность правительственные чиновники рассчитывают
пережить.
- Не надо забывать, что чиновникам пенсия начисляется по особому закону о
пенсиях госслужащих, и их предлагаемые инициативы не коснутся.
- Тоже верно. Но этот момент даже самые жесткие критики пенсионной реформы
выносят за скобки. Вот, например, наиболее последовательный противник
практически всех наших пенсионных новаций с 2002 года, депутат Госдумы Оксана
Дмитриева заявила для прессы:
«Следуя логике, которой казалось бы, должны руководствоваться инициаторы
реформ пенсионной системы, цель реформы должна состоять в том, чтобы повысить
пенсии, которые в нашей стране по-прежнему не дотягивают до уровня 40% от
средней зарплаты. Однако, на самом деле, предложения Министерства труда и
социальной защиты рассчитывать пенсии по новой формуле сводятся к тому, чтобы
заморозить пенсии нынешним пенсионерам, занизить их тем, кто будет выходить на
пенсию в ближайшем будущем, а разнообразные блага и высокие пенсии пообещать
будущим поколениям, заведомо зная, что к моменту их выхода на пенсию пенсионная
система еще несколько раз изменится.
Таким образом, эти предложения не только не решат многочисленных проблем,
существующих сегодня в пенсионной системе, но и породят новые разночтения и
противоречия. Такое впечатление, что реформой занимались дилетанты, плохо
знакомые с математикой».
Дальше Оксана Генриховна объясняет, что сохраняется деление пенсии на три
составляющие: базовую, страховую и накопительную. При этом базовая часть пенсии
составляет 3495 рублей и платится из федерльного бюджета. Далее - отказ от
выплаты базовой части пенсии работающим пенсионерам, пенсия работающим
пенсионерам начисляется, фиксируется, и дальше не увеличивается. По новой схеме,
пенсионный возраст - как шлагбаум, когда пенсия фиксируется и остается такой,
сколько бы человек ни продолжал работать.
К чему все это приведет? Во-первых, пострадают работающие пенсионеры. По
действующим правилам, чем больше пенсионер работал, тем больше у него могла быть
и пенсия, которая также ежегодно индексировалась. Сейчас же ликвидируется
единственное преимущество нынешней пенсионной системы – полная пенсия работающих
пенсионеров и ее ежегодный перерасчет. Если дальнейшая работа вновь не будет
влиять на размер пенсий, то пенсионеры не будут производить отчисления страховых
взносов. Появится теневая занятость. Ни к чему хорошему это не приведет, просто
люди массово начнут увольняться, либо будут работать без оформления. Это может
серьезно отразиться на бюджетниках – учителях, врачах, воспитателях, нянечках.
Такое ощущение, заявляет Дмитриева, что разработчики реформы не знают, что
есть социальная пенсия, не знают, что ее размер не может быть ниже прожиточного
минимума. Да и сама формула имеет концептуальные пороки в виде скачков в размере
пенсий, в зависимости от года рождения и периода оформления пенсии. Будут
оцениваться разные периоды работы граждан, то есть, люди, проработавшие на
аналогичных позициях в течение одинакового времени с аналогичной зарплатой,
теперь могут получить совершенно разную пенсию, поскольку расчет будет
производиться по трем методикам, и по каждой предлагается отдельная формула.
Другие эксперты, подчеркивают, что вводимая пенсионная формула окажется
наиболее выгодна тем, кто будет иметь 35 лет непрерывного трудового стажа, и
все эти годы будет получать зарплату максимально приближенную к потолку, выше
которого пенсионные взносы не берутся. Однако это – крайне редкий случай,
поскольку наиболее квалифицированные люди тратят многие годы на образование и
переподготовку и подходят к высоким зарплатам далеко не сразу.
С другой стороны, что-то выиграют малоквалифицированные работники, которые
низкий заработок будут компенсировать длительностью трудового стажа. Однако и их
выигрыш будет очень мал.
Но главное - предлагаемая пенсионная формула ущемляет права молодых
поколений. Постоянно ухудшающаяся демография и далеко не блестящие экономические
перспективы будут все больше и больше обесценивать (с помощью поправочных
коэффициентов) рубль, откладываемый на будущую пенсию. И с этим бороться будет
невозможно.
- Неужели все так печально?
- Исходя из опыта проведения пенсионной реформы, начиная с 2002 года, можно,
как мне кажется, смело сказать: пенсионная формула продержится недолго. Реформа
будет продолжена, и через пару лет мы услышим новые идеи, возникшие в новой
обстановке. Так что надежда пока не умирает.
Беседовал Влад Борисов
|