Попытки активной борьбы с пьянством остались в прошлом. Последней, скажем
прямо, странной ее попыткой стала кампания против пивного алкоголизма,
организованная в конце 2000 года главным санитарным врачом Геннадием Онищенко.
Однако уже тогда поговаривали, что за спиной борцов с пивом стоят производители
водки. Ведь в том же году был создан такая новая организация, как
Росспиртпром.
Создан он был, судя по всему, для монополизации водочной промышленности. Под
крылом этой организации сразу оказалось около 70 водочных заводов с
государственным участием. Росспиртпрому было дано право квотировать спирт, то
есть распределять его по заводам. На самом деле, речь шла именно о монополизации
производства водки, жертвами которой становились мелкие предприятия. Они были
помехой для крупных ликеро-водочных заводов, поскольку мелкие предприятия всегда
более мобильны. Небольшие водочные заводики, расплодившиеся в 90-е годы, гораздо
быстрее, чем крупные, переходили на новые востребованные виды продукции,
закрывая на рынке образовавшиеся ниши. Но главным их преимуществом были низкие
цены: полулегальные производители, успешно экономившие на налогах, технике
безопасности, численности персонала и т.д., доставляли немало неприятностей
более крупным коллегам.
Создание объединения крупных предприятий, имеющего
очень мощное лобби в Думе, достаточно резко изменило ситуацию на водочном рынке
России. К тому же водочное лобби инициирует активную деятельность против пивного
и винного производства и управляет нашей алкогольной ситуацией. Увы, не во
здравие нашего населения.
Однако нас интересует не столько борьба производителей между собой, сколько
ее влияние на общество. И тут-то мы сталкиваемся с явлениями печальными.
Снижение реальной конкуренции привело к постоянной игре с ценами, которую к
тому же использует государство, увеличивающее акцизные ставки. Это привело уже к
тому, что самогоноварение, которое было у нас в значительной степени
ликвидировано, начало снова развиваться. Многие из официально ликвидированных
водочных заводиков, на самом деле, окончательно ушли в тень и выпускают
«паленую» водку. В силу того, что алкогольная продукция несусветно дорога для
многих бедных людей, вновь началось активное потребление разнообразной
спиртосодержащей отравы.
Хотя, надо сказать, эксперты отмечают, что главное, конечно, - это
экономические и социальные условия, которые в значительной степени определяют
наше пьянство. Уже многократно доказано, что бедные люди потребляют значительно
больше алкоголя, чем люди состоятельные. Причем это не только у нас, это во всем
мире. Это явление описывается так называемой u-образной кривой. Много пьют
малообеспеченные, и больше, чем средний класс, пьют обеспеченные люди. Вот
средний класс наиболее благополучен в этом отношении. А со средним классом у нас
в стране, как известно, существуют проблемы: он никак даже близко не подходит к
тому проценту населения, что существует в развитых странах.
Надо отметить и
то, что очень высокое потребление у нас сформировалось в начале 70-х годов. Оно
еще подрастало до приблизительно до 1979 года. Потом наше правительство
схватилось за голову, организовало наркологическую службу, и у нас затормозились
показатели потребления и все показатели, связанные с ним. Увы, сейчас показатель
потребления алкоголя у нас держится на пиковых значениях. Причем речь идет,
прежде всего, о потреблении крепких алкогольных напитков.
Во многих странах значительное потребление несколько микшируется тем, что
основным употребляемым напитком является вино, прочем очень часто – сухое вино.
Увы, в сегодняшней России сухое вино в недорогом ценовом сегменте обычно
является суррогатом крайне низкого качества, который обычно просто невозможно
пить. Так эксперты рекомендуют не покупать и не пить пакетированное вино. Почти
или все пакетированное вино — это искусственный суррогат вина с добавлением
спирта.
Дело в том, что производство вина — это дорогое производство, это многолетнее
производство. Поэтому сделать легальное качественное и дешевое вино очень
трудно. Но его можно удешевить, если снизить налоги на напитки с низким
содержанием алкоголя. Но это должно быть волевое решение нашего руководства:
сделать преференции для слабоалкогольных напитков, для пива и для вина. В первую
очередь для вина, потому что оно действительно получается дорогим.
Однако
напомню еще раз об анти-пивной кампании: как только потребление пива
увеличилось, а потребление водки уменьшилось, началась борьба с «пивным
алкоголизмом», истинной целью которой была защита интересов «водочных королей».
И это при том, что пиво сегодня, в пересчете на советские цены, стоит
приблизительно столько же, а водка – примерно в два раза дешевле. Почему-то не
помню я и того, чтобы в СССР нормальное (не марочное) вино стоило 4 – 5 рублей
за бутылку – 2 рубля 47 копеек – вот самая распространенная цена на хорошие
вина, например, грузинские полусладкие. И были они по цене в два и более раз
дешевле водки.
Разумеется, при таком ценовом перекосе у нас так и будет оставаться низкой
культура пития. У нас нет и не предвидится в обозримом будущем по-настоящему
понимания вредности алкоголизации, особенно тяжелой.
Есть, с точки зрения
экспертов, и еще одна вещь, способствующая нарастанию проблем с алкоголем – это
коррупция. Это большая беда, не только алкогольного производства, но в частности
и его. Вспомним, как у нас одно время был вытеснен самогон. Произошло это,
поскольку у нас в продажу поступала дешева и качественная так называемая водка
третьей смены. То есть огромное количество легальных предприятий выпускало
безакцизную водку в ночную смену. И, разумеется, это производство держалось на
коррупции. В результате цена на водку стала меньше, чем цена на вино. И сегодня,
благодаря действиям водочного лобби, мы приближаемся к тому, что бутылка водки
окажется недалеко по цене от бутылки пива. Сейчас в деревне можно при большом
желании купить бутылку водки за 50 рублей, что уже совсем рядом с ценой на
бутылку пива.
Недавно в «Газете. Ru» состоялась он-лайн пресс-конференция
Александра Немцова, эксперта в области проблем алкогольной смертности и
алкогольной политики. И в процессе ответов на вопросы интернет-пользователей он
назвал такой термин, как «алкогольная потребность». «У людей в силу напряженной,
тяжелой, бедной жизни, - объяснил Немцов, - возникает потребность снять
напряжение. И лучший способ для этого – алкоголь. Это вообще замечательный
продукт, если он употребляется в меру. Это транквилизатор, это антидепрессант,
это способность, так сказать, алкоголь способен мобилизовать человека. Но все
это в малых количествах. К сожалению, русские удержаться на этих малых
количествах не могут, пьют без меры, спиваются и вымирают. Десятками тысяч —
сотнями тысяч, вымирают у нас в связи с алкоголем. Сейчас уже начала
циркулировать цифра в полмиллиона человек, которые погибают, так или иначе, в
связи с алкоголем».
Задача нашего государства, прежде всего, в том, чтобы подумать, наконец, об
алкогольных проблемах населения страны. Во всем мире считается, что главная
задача в антиалкогольной деятельности — это ограничение потребления. Но не
драконовскими запретами, которые у нас обходятся с поражающей воображение
легкостью, а продуманной четко рассчитанной политикой в этой сфере. Ведь питие –
уже давно не веселие Руси, а ее трагедия.