На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Веселие Руси
Современная трагедия ::

 

Попытки активной борьбы с пьянством остались в прошлом. Последней, скажем прямо, странной ее попыткой стала кампания против пивного алкоголизма, организованная в конце 2000 года  главным санитарным врачом Геннадием Онищенко. Однако уже тогда поговаривали, что за спиной борцов с пивом стоят производители водки. Ведь в том же году был создан такая новая организация, как Росспиртпром.

Создан он был, судя по всему, для монополизации водочной промышленности. Под крылом этой организации сразу оказалось около 70 водочных заводов с государственным участием. Росспиртпрому было дано право квотировать спирт, то есть распределять его по заводам. На самом деле, речь шла именно о монополизации производства водки, жертвами которой становились мелкие предприятия. Они были помехой для крупных ликеро-водочных заводов, поскольку мелкие предприятия всегда более мобильны. Небольшие водочные заводики, расплодившиеся в 90-е годы, гораздо быстрее, чем крупные, переходили на новые востребованные виды продукции, закрывая на рынке образовавшиеся ниши. Но главным их преимуществом были низкие цены: полулегальные производители, успешно экономившие на налогах, технике безопасности, численности персонала и т.д., доставляли немало неприятностей более крупным коллегам.  
Создание объединения крупных предприятий, имеющего очень мощное лобби в Думе, достаточно резко изменило ситуацию на водочном рынке России. К тому же водочное лобби инициирует активную деятельность против пивного и винного производства и управляет нашей алкогольной ситуацией. Увы, не во здравие нашего населения.

Однако нас интересует не столько борьба производителей между собой, сколько ее влияние на общество. И тут-то мы сталкиваемся с явлениями печальными.

Снижение реальной конкуренции привело к постоянной игре с ценами, которую к тому же использует государство, увеличивающее акцизные ставки. Это привело уже к тому, что самогоноварение, которое было у нас в значительной степени ликвидировано, начало снова развиваться. Многие из официально ликвидированных водочных заводиков, на самом деле, окончательно ушли в тень и выпускают «паленую» водку.  В силу того, что алкогольная продукция несусветно дорога для многих бедных людей, вновь началось активное потребление разнообразной спиртосодержащей отравы.

Хотя, надо сказать, эксперты отмечают, что главное, конечно,  - это экономические и социальные условия, которые в значительной степени определяют наше пьянство. Уже многократно доказано, что бедные люди потребляют значительно больше алкоголя, чем люди состоятельные. Причем это не только у нас, это во всем мире. Это явление описывается так называемой u-образной кривой. Много пьют малообеспеченные, и больше, чем средний класс, пьют обеспеченные люди. Вот средний класс наиболее благополучен в этом отношении. А со средним классом у нас в стране, как известно, существуют проблемы: он никак даже близко не подходит к тому проценту населения, что существует в развитых странах.
Надо отметить и то, что очень высокое потребление у нас сформировалось в начале 70-х годов. Оно еще подрастало до приблизительно до 1979 года. Потом наше правительство схватилось за голову, организовало наркологическую службу, и у нас затормозились показатели потребления и все показатели, связанные с ним. Увы, сейчас показатель потребления алкоголя у нас держится на пиковых значениях. Причем речь идет, прежде всего, о потреблении крепких алкогольных напитков. 

Во многих странах значительное потребление несколько микшируется тем, что основным употребляемым напитком является вино, прочем очень часто – сухое вино. Увы, в сегодняшней России сухое вино в недорогом ценовом сегменте обычно является суррогатом крайне низкого качества, который обычно просто невозможно пить. Так эксперты рекомендуют  не покупать и не пить пакетированное вино. Почти или все пакетированное вино — это искусственный суррогат вина с добавлением спирта.

Дело в том, что производство вина — это дорогое производство, это многолетнее производство. Поэтому сделать легальное качественное и дешевое вино очень трудно. Но его можно удешевить, если снизить налоги на напитки с низким содержанием алкоголя. Но это должно быть волевое решение нашего руководства: сделать преференции для слабоалкогольных напитков, для пива и для вина. В первую очередь для вина, потому что оно действительно получается дорогим.
Однако напомню еще раз об анти-пивной кампании: как только потребление пива увеличилось, а потребление водки уменьшилось, началась борьба с «пивным алкоголизмом», истинной целью которой была защита интересов «водочных королей». И это при том, что пиво сегодня, в пересчете на советские цены, стоит приблизительно столько же, а водка – примерно в два раза дешевле. Почему-то не помню я и того, чтобы в СССР нормальное (не марочное) вино стоило 4 – 5 рублей за бутылку – 2 рубля 47 копеек – вот самая распространенная цена на хорошие вина, например, грузинские полусладкие. И были они по цене в два и более раз дешевле водки.

Разумеется, при таком ценовом перекосе у нас так и будет оставаться низкой культура пития. У нас нет и не предвидится в обозримом будущем по-настоящему понимания вредности алкоголизации, особенно тяжелой.
Есть, с точки зрения экспертов, и еще одна вещь, способствующая нарастанию проблем с алкоголем – это коррупция. Это большая беда, не только алкогольного производства, но в частности и его. Вспомним, как у нас одно время был вытеснен самогон. Произошло это, поскольку  у нас в продажу поступала дешева и качественная так называемая водка третьей смены. То есть огромное количество легальных предприятий выпускало безакцизную водку в ночную смену. И, разумеется, это производство держалось на коррупции. В результате цена на водку стала меньше, чем цена на вино. И сегодня, благодаря действиям водочного лобби, мы приближаемся к тому, что бутылка водки окажется недалеко по цене от бутылки пива. Сейчас в деревне можно при большом желании купить бутылку водки за 50 рублей, что уже совсем рядом с ценой на бутылку пива.
Недавно в «Газете. Ru» состоялась он-лайн пресс-конференция Александра Немцова, эксперта в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики. И в процессе ответов на вопросы интернет-пользователей он назвал такой термин, как «алкогольная потребность». «У людей в силу напряженной, тяжелой, бедной жизни, - объяснил Немцов, - возникает потребность снять напряжение. И лучший способ для этого – алкоголь. Это вообще замечательный продукт, если он употребляется в меру. Это транквилизатор, это антидепрессант, это способность, так сказать, алкоголь способен мобилизовать человека. Но все это в малых количествах. К сожалению, русские удержаться на этих малых количествах не могут, пьют без меры, спиваются и вымирают. Десятками тысяч — сотнями тысяч, вымирают у нас в связи с алкоголем. Сейчас уже начала циркулировать цифра в полмиллиона человек, которые погибают, так или иначе, в связи с алкоголем».

Задача нашего государства, прежде всего, в том, чтобы  подумать, наконец, об алкогольных проблемах населения страны. Во всем мире считается, что главная задача в антиалкогольной деятельности — это ограничение потребления.  Но не драконовскими запретами, которые у нас обходятся с поражающей воображение легкостью, а продуманной четко рассчитанной политикой в этой сфере. Ведь питие – уже давно не веселие Руси, а ее трагедия.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.