На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Михаил Вирин: Как будут модернизировать ЖКХ ::

 

Президентом страны объявлено о модернизации сферы ЖКХ. Что это значит?

 

- Михаил Михайлович, в прошлый раз мы с Вами говорили о повышении тарифов ЖКХ. И Вы сказали, что тема модернизации жилищно-коммунального хозяйства – тема, конечно, интересная, но как бы «из другой оперы». Может быть, мы сегодня поговорим именно о ней?

- Что ж, давайте.

- Итак, у нас объявлена модернизация отрасли.

- Видите ли, где-то раз в 3–4 года российские власти начинают масштабную кампанию по борьбе с ростом платы за услуги ЖКХ. Нынешняя акция против вечной российской беды состояла в том, что президенту после долгих предупреждений, наконец, якобы  удалось «заморозить» индексацию тарифов естественных монополий для населения по инфляции. На самом же деле чиновники просто «размазали» летний скачок тарифов (в среднем около 12%) по году и получили искомые Путиным 6%. Рядовые граждане бенефициарами объявленной реформы не стали.

Однако в первой декаде июля Президент поставил перед правительством целевые показатели, персонально ответственным за выполнение которых будет премьер Дмитрий Медведев. Возглавляемый им кабинет министров должен придумать, как эффективно и в сжатые сроки модернизировать сферу ЖКХ.

- Многие эксперты, что поставленные задачи, как это уже неоднократно случалось, решены не будут.

- Говорить можно много. Давайте просто посмотрим на поручения президента:

модернизация к 2020 году коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня износа основных фондов;

передача к 2016 году частным операторам (в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований составляет не более 25 процентов) на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление;

снижение к 2017 году не менее чем в 1,5 раза количества аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов (исключение составляют чрезвычайные ситуации природного характера);

снижение к 2018 году до нормативного уровня технологических потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям;

принять меры по рассмотрению в кратчайший срок в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, позволяющей гражданам беспрепятственно вести мониторинг потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них, а также предусматривающей следующие функциональные возможности:

предоставление счетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги и оплата этих счетов;

прием обращений граждан с жалобами на некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг;

размещение информации о фактическом состоянии расчетов за жилищно-коммунальные услуги и коммунальные ресурсы.

И это – лишь основные требования.

- Вас не смущает, что, например, коммунальная инфраструктура должна быть модернизирована к 2020 году до нормативного уровня износа основных фондов. Это притом, что только на первичное восстановление фондов, согласно экспертным оценкам,  нужно 9 триллионов рублей. А ведь расходы федерального бюджета на ЖКХ снижаются со 157,5 млрд руб. на 2013 г. до 145,1 млрд в 2014 г. и 118 млрд в 2015 г. 

- Давайте вспомним, что на майском заседании Госсовета глава государства констатировал, что модернизация ЖКХ невозможна за государственный счет и не происходит за частный. Учитывая расходы на ЖКХ, заложенные в бюджет, можно понять, что частные инвестиции должны составить львиную долю из 9-ти триллионов рублей, необходимых хотя бы до первичного восстановления фондов. По данным Минрегиона, сейчас средний износ объектов инфраструктуры составляет 60%, а кое-где 70-80%, около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужило нормативные сроки. Только на восстановление этой инфраструктуры требуется 4,1 триллиона рублей, а окончательная цифра уже названа.

 В тексте поручений основная ставка делается на привлечение в ЖКХ частных инвестиций: так, к 2016 году все неэффективные государственные и муниципальные предприятия в сфере ЖКХ должны быть переданы в концессии частным операторам (доля государства в их капитале не должна превышать 25%). При этом уже к 15 декабря 2013 года Белый дом обязан отчитаться, как он намерен обеспечить привлечение в жилищный комплекс частных инвестиций в объеме, необходимом для модернизации отечественного ЖКХ.

- Извините, но у меня сразу же возникает вопрос: откуда возьмутся частные инвесторы, способные (а главное – готовые) вложить такие средства? Кто готов будет взять в концессию то, что лежит обузой на плечах государства? И как эти очень смелые люди будут разбираться с чиновниками разного не очень высокого ранга, плотно присосавшихся к коммунальным деньгам?

- Видимо, в кремле все это понимают: поручениях президента сказано, что правительство до 1 декабря должно обеспечить контроль над региональными властями, чтобы те соблюдали сроки передачи в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Более того, в поручениях по последнему поводу сказано открыто:

«Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) провести с участием территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, территориальных органов прокуратуры Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверку муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства в целях выявления признаков аффилированности руководителей указанных предприятий и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также нарушений антимонопольного законодательства при заключении договоров с органами местного самоуправления».

Так что понимание, насколько сложна проблема, есть. Да и тот факт, что наводить порядок в ЖКХ поручено прокуратуре с МВД и ФАС, свидетельствует: в действенность сугубо экономических мер Кремль верит не вполне.

- Но есть и еще одно поручение, выполнение которого вызывает серьезные сомнения: до 1 октября 2013 года в правительстве должны определиться, как установить долгосрочный тариф на коммунальные услуги на период, сопоставимый со сроком окупаемости инвестиционных проектов, а также критерии эффективности управления государственных и муниципальных предприятий в сфере ЖКХ.

- Давайте вспомним, что пока вложения частного капитала в «коммуналке» не превышают и 10%, так что основное бремя вынуждены нести бюджеты – как федеральный, так и региональные. И здесь государство уже давно загнало себя в ловушку. Тарифы на ЖКУ растут темпами, увеличить которые уже нельзя: это повлечет за собой социальный взрыв. С другой стороны, инвестиции в ЖКХ необходимы:  аварии на теплотрассах уже оставляют без горячей воды зимой целые города. Независимые эксперты открыто пишут, что озвученный правительством курс на сдерживание коммунальных тарифов в пределах инфляции (6,5% по итогам прошлого года) в данной ситуации означает, что аварии будут лишь учащаться. Управляющие компании будут экономить на всем, выжимая последнее из текущих ржавеющих труб и ветшающих сооружений. А уж говорить о повышении прибыльности коммунального хозяйства просто не  приходится.

И все это необходимо будет преодолеть.

- Но как?

- Это уже другой сюжет.

 

Беседовал Влад Борисов

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.