На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Веселие Руси
Немного истории ::

 

 

 

Сейчас в России вновь начинаются некие действия, формально называемые борьбой с пьянством. Сокращается время продажи спиртных напитков в магазинах, лишаются права торговать алкоголем, включая пиво, ларьки и киоски. Сюда же подверстывается такая чисто фискальная мера, как повышение акцизов на алкоголь.

Старый анекдот гласит, что киевский князь Владимир Красно Солнышко, выбирая, какую из мировых религий принять его государству, категорически отказался от ислама, заявив: «Питие есть веселие Руси». Вот с тех пор и занимаются российские власти то поощрением, то искоренением этого самого русского веселия.

Мы неплохо помним последнюю по времени историческую антиалкогольную  кампанию, связанную с именем Михаила Сергеевича Горбачева. А ведь борьба с пьянством началась отнюдь не в 80-х годах ХХ века. Такие кампании были и при царе-батюшке, когда потребление алкоголя составляло около четырех-пяти литров на душу населения в год (сейчас речь идет о цифре реального потребления в 14 – 14,5 литров). Во времена же  дореволюционные российское общество было страшно озабочено, когда потребление поднималось до четырех-пяти литров. Начинались антиалкогольные кампании, с участием церкви, с участием государства, с участием общественности. В числе общественных деятелей, боровшихся с пьянством, был Лев Николаевич Толстой, который  очень активно боролся за трезвый образ жизни. У него есть даже специальная статья по этому поводу.

А до него другой великий русский писатель – Федор Михайлович Достоевский – начинал писать роман «Пьяненькие», как сам он писал в одном из писем, «в связи с нынешней проблемой пьянства». Роман этот написан, правда, не был, но главный его герой, спившийся чиновник Мармеладов, стал немаловажным персонажем «Преступления и наказания».

Запрещалась продажа водки во время Первой мировой войны.

И большевики, пришедшие к власти в 1917 году, не спешили отменять этот царский запрет. Только в 1924 году, после смерти Ленина, производство и продажа водки были разрешены.

Тем не менее, антиалкогольные законы в СССР появлялись регулярно. Они касались усиления наказаний за пьянство (а состояние опьянения считалось отягчающим обстоятельством при вынесении решений по уголовным делам) и правил продажи спиртных напитков. Однако, как и царское правительство, правительство советское не могло решительно ударить по алкоголю, поскольку поступления в казну от продажи водки составляли значительный процент бюджета.

Однако в начале 80-х годов все же было принято решение о новой антиалкогольной кампании. Той самой, что мы называем горбачевской, хотя и не Горбачев ее придумал.  Антиалкогольная кампания, которая носит его имя, на самом деле была не им инициирована.

Начинал ее еще Андропов, причем, будучи тогда не первым и даже не вторым (как после смерти Суслова) человеком в государстве, а еще в качестве председателя Комитета госбезопасности. Именно он поставил вопрос перед Политбюро о необходимости борьбы вот с пьянством в стране. И его точка зрения была поддержана, поскольку в высших эшелонах власти было понимание тяжести этой ситуации. Была сформирована комиссия под руководством А. Я. Пельше.

И эта комиссия разработала антиалкогольный закон. Как говорят знакомые с его текстом люди,  закон был хороший, правильный и грамотный. Он не ставил цель ввести, причем немедленно, поголовную трезвость. Установка была на привитие культуры потребления алкогольных напитков, ликвидации не выпивки как таковой, а пьянства и алкоголизма.

Однако ничего сделать в то время не удалось: умерли Пельше и Андропов, дело застопорилось. И тут появился молодой руководитель партии и государства, в воздухе запахло реформами. И сразу после празднования очередного юбилея Победы началась борьба с пьянством.

Инициаторами кампании были, на самом деле, два человека — Соломенцев и Лигачев. Теперь открыты материалы заседания Политбюро, на котором рассматривался этот вопрос. С Лигачевым и Соломенцевым, как видно из них, были согласны далеко не все. Против очень активно выступал  председатель Совета министров Николай Рыжков. Он приводил вполне убедительные аргументы: объяснял, как будут развиваться события, в частности прогнозировал нехватку бюджетных средств. Сейчас это может показаться смешным, но в ответ на экономические выкладки Рыжкова Лигачев привел «убийственный» аргумент: пора прекратить пьянство среди руководителей партии.

И, между прочим, Горбачев был сначала согласен как раз с премьером, но постепенно перешел на сторону сторонников необходимости проведения  антиалкогольной кампании.

События развивались стремительно: в большой и сильно пьющей стране не было проведено никакой существенной подготовки, все началось с кондачка, и решалось на ходу. Началось сокращение винных магазинов, перепрофилирование винного производства на изготовление соков, вырубка элитных виноградников. Так или иначе, но потребление алкоголя в результате этих активных мероприятий несколько снизилось.

Увы, народ у нас сообразительный, и нашлось достаточно людей, быстро оценивших, какую выгоду от антиалкогольной кампании могут получить лично они. Началось мощное развитие самогоноварения. Оно существовало и до кампании, причем распространение его, как и все, связанное с алкогольной промышленностью, было информацией «для служебного пользования», то есть было еще с начала 60-х годов засекречено.  По самым приблизительным оценкам, оно составляло треть от потребления алкоголя.

Между прочим, одним из аргументов в пользу кампании был тот, что надо подавить нелегальное производство спиртного.

Во время антиалкогольной кампании резко и довольно быстро упала официальная продажа спиртных напитков. Но за счет развития самогоноварения потребление и во время антиалкогольной кампании все равно оставалось очень высоким, приблизительно около 10 литров  на душу населения (до ее начала по закрытым данным потребление оценивалось, как и сейчас, в 14 – 14, 5 литров на душу).  Казалось, какие-то результаты достигнуты.

Но в 1988 году оправдалось предсказание Рыжкова о том, что бюджет будет испытывать большой дефицит. Начались невыплаты зарплат, вызвавшие очень большое недовольство. Ко всему прочему еще и с пищевым снабжением было плохо. И с 1988 года по настоянию Рыжкова, и председателя Совета министров Российской Федерации Воротникова снова увеличился выпуск алкогольной продукции. Кампания была проиграна.

Хотя специалисты утверждают: за счет того небольшого снижения потребления алкоголя, которое все-таки произошло, у нас сохранили жизнь, приблизительно, более миллиона человек. Скажем за это спасибо.

К сожалению, сегодня проблема алкоголизма вновь стоит достаточно остро. Но это уже немного другая тема.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.