Мы продолжаем обсуждение темы развития окраинных районов столицы с главой муниципального округа Москворечье – Сабурово Михаилом Вириным.
- Итак, Михаил Михайлович, мы остановились на том, что есть самые разные проекты развития московских окраин.
- Давайте начнем с того, что понятие московская окраина постоянно меняется. Вспомните, как писал и пел Юрий Визбор:
«Здравствуй, здравствуй, мой cретенский двор! Вспоминаю сквозь памяти дюны: Вот стоит, подпирая забор, На войну опоздавшая юность. Вот тельняшка - от стирки бела, Вот сапог - он гармонью, надраен. Вот такая в те годы была Униформа московских окраин».
Кому сегодня придет в голову даже в шутку назвать окраиной сретенские переулки? Это ж – самый что ни на есть центр.
- Я думаю, что и в послевоенные годы, о которых пишет Визбор, это уже не были окраины.
- Но он же почувствовал именно это.
И никто не знает: может быть, все районы, находящиеся внутри МКАД перестанут восприниматься окраинами. Ведь и сегодня есть люди, живущие в Сабурово или Орехово Борисово, которым их районы такими уж окраинами не кажутся.
Тем более, что гости Московского урбанистического форума говорили очень интересные вещи. Вот, например, архитектор и преподаватель городского дизайна в Технологическом Институте Джорджии (США) Эллен Данхэм-Джоунс высказала мнение, что необходимо разрастание городов, которое проявляется в расширении окраин.
По ее мнению, распространенной во всем мире картиной сейчас является движение из перенаселенных городов в «зеленые» пригороды, где плотность населения существенно ниже.
Однако здесь есть не только свои плюсы, но и свои минусы. Муниципальные расходы на душу населения в пригороде выше, а налоговые поступления с каждого человека, наоборот, ниже. Высокие затраты на транспорт сводят на нет экономию за счет более дешевого жилья. Одним словом, многие пригороды становятся все более урбанизированными. Они превращаются в населенные пункты с большим количеством автомобилей, с большими торговыми центрами вдоль дорог, большим количеством ресторанов и магазинов, а также квартир и офисов.
Такая пригородная модернизация делает невозможным проживание молодых и пожилых людей в более доступных и комфортных условиях. Пригородная инфраструктура должна сочетать недорогое жилье с доступным транспортом
Власти Москвы должны предвидеть то, каким будет влияние московских пригородов на существующие районы столицы. Также стоит предусмотреть сервис и инфраструктуру для богатых людей. Какие услуги здесь можно будет предложить, чтобы улучшить качество жизни, и можно ли обеспечить здесь хорошие условия для заработка?
Принцип довольно прост, считает Эллен Данхэм-Джоунс, города должны создаваться для людей, а не для автомобилей. Это не значит, что мы должны избавиться от автомобилей. Просто мы не должны позволять им доминировать. Этот принцип несет довольно много преимуществ. Мы можем рассчитывать экологические преимущества в плане того, как это могло бы помочь созданию справедливого общества.
- У американского архитектора свой взгляд на город. Но судьбу московских окраинных районов и пригородов будут определять совсем другие люди.
- Разумеется. И, по мнению некоторых из них, столица должна развиваться так, чтобы в ней существовало много точек притяжения. Это, прежде всего, снижает потребность людей в ежедневном перемещении по маршруту окраина — центр — окраина.
На периферии Москвы проживают около 90% населения города. Забыть про эти территории или переселить всех в новые районы невозможно. Поэтому нам необходимо исправлять ошибки в старых районах и не совершать их в новых. Такая задача сейчас стоит перед всеми городами — не просто строить новое и красивое, но и улучшать то, что было сделано до нас.
При этом мы должны помнить, что некоторое время назад территория столицы увеличилась в 2,5 раза, а, значит, необходимо решать вопрос окраин с учетом перспектив обустройства новых территорий. Но это – одна сторона проблемы. Есть и другая, я бы сказал, историческая: Москва — это безумно сконцентрированный город. Причем последние несколько лет основное внимание уделялось центру столицы. Так что сегодня потенциал развития остается на периферии.
А у периферийных районов столицы основные проблемы — высокая плотность застройки, плохо развитая инфраструктура и дорожно-уличная сеть. В удаленных от центра районах дороги занимают лишь 6%. Это сопоставимо с количеством дорог в сельской местности той же Германии.
Еще одна из многочисленных проблем периферийных районов – проблема жилья.
- И не забудем, что многие жители окраинных районов ездят в центр работать. - Да. В пределах Третьего транспортного кольца сосредоточено порядка 40% рабочих мест, при том, что проживают там только 10% населения столицы. Еще одной проблемой периферийных районов является нехватка культурно-досуговых центров. Не нужно быть экспертом, чтобы обратить внимание на очевидный дисбаланс: в пределах Третьего транспортного кольца сконцентрировано порядка 50% учреждений культуры, в то время как количество театров и галерей за пределами центра сведено к минимуму. Окраинам Москвы очень не хватает центров, которые выполняли бы смешанные функции — культурные, образовательные и досуговые, поэтому единственной точкой притяжения на периферии становятся огромные торговые центры.
В то же время крайне низкий потенциал имеют дома культуры, и многие кинотеатры, которые сейчас влачат жалкое существование. Загруженность этих объектов культуры невысока, они не пользуются спросом у населения, не отвечают запросам горожан. И это – тоже проблема.
- Но, что бы там ни было сегодня, завтра придется все названные проблемы решать. В частности будет необходимо решить задачу более равномерного распределения рабочих мест, в основном – офисов, по московскому пространству.
- Об этом сегодня размышляют многие специалисты по градостроительству. И склоняются они к простой мысли о том, что стоит перенимать
наиболее успешный зарубежный опыт. Например, многофункциональную застройку, которая соединяет в одном квартале или группе кварталов и жилье, и рабочие места.
Это снимает транспортные проблемы, обеспечивает шаговую доступность услуг, базу для развития мелкоячеистой сети бизнесов, ориентированных на нужды квартала. То есть в идеале создается своего рода мозаика, каждый элемент которой достаточно автономен, а с точки зрения городского дизайна отличается «лица необщим выраженьем». Именно на такое развитие агломераций нацелены сейчас стратеги. В Москве должны появиться альтернативные точки притяжения транспортных, да и финансовых потоков.
- Развитие новых центров — рабочих, административных, деловых — дело, конечно, хорошее. Проблема в том, где найти под новые проекты место. Новая Москва всех проблем не решит, тем более, что это – очень большое пространство, вытянутое в одном направлении. А что делать, например, с севером и востоком столицы?
- Да, возникают непростые задачи — перепланировка центра и перестройка традиционных спальных районов в пределах МКАД. Городские власти должны создавать новые рабочие места на сопряженных со спальными районами территориях, например, на месте бывших промзон — их достаточно много на востоке, юго-востоке и юге Москвы. По мнению экспертов, это так называемые «серединные зоны» между спальными районами и центром.
Главное же – изменить гигантскую кольцевую структуру столицы с ее мощным тяготением к центру. Это крайне сложно.
Тем не менее, дело движется. Сейчас рано говорить о том, что получится с реформированием окраинных районов, но главное – она началась. А дорогу осилит, как известно, только идущий.
|