Помните рекламу банка «Империал» 90-х годов: «Случилось страшное»? Так вот, нечто страшное произошло. Власти Московской области развязали против столицы транспортную войну.
Администрация области неожиданно признала незаконными маршруты «Мосгортранса» и штрафует эту организацию, а также ее водителей и директоров автопарков за каждый проезд по своей территории. И длится это аж с конца октября. Сумма штрафов за это время, по сведениям поступившим в СМИ из «Мосгортранса», составила около 40 миллионов рублей. При этом никаких поправок в законодательство, оправдывающих поведение подмосковных чиновников до сих пор внесено не было.
В прессу уже просочились сведения, что с 1 марта Москва может отменить все автобусные маршруты в близлежащие города Подмосковья.
Между тем исторически сложилось так, что именно Москва перевозит пассажиров как в свои анклавы (Зеленоград, Куркино, Рублево и т.д.), находящиеся на территории области, но и в ближайшие города Подмосковья — Реутов, Красногорск, Балашиху, Химки и многие другие. И таких областных маршрутов у «Мосгортранса» 74, причем многие из них появились еще в советские времена. Сейчас областными маршрутами «Мосгортранса» ежедневно пользуются более 265 тысяч пассажиров, около 50% из них — льготники.
И вдруг такое…
Но в министерстве транспорта Московской области журналистам заявили, что «повода для переживаний нет», а ГУП «Мострансавто» (перевозчик Московской области) «готово подобрать все маршруты», которые могут быть отменены «Мосгортрансом».
После такого заявления все встало на свои места. Ясно, что речь идет о рейдерском захвате автобусных маршрутов. И проходит он по всем неписанным законам отъема бизнеса. «На первой же остановке после пересечения границы входят проверяющие и устраивают разборку, на каком основании осуществляется перевозка. Якобы у нас должна быть маршрутная карта, но такого документа на маршрутах, работающих не один десяток лет, никогда не существовало», — рассказывает корреспонденту «Московского комсомольца» водитель 8-го автобусного парка, курсирующий между столичным районом Давыдково и совхозом Заречье Одинцовского района. Ситуация, по его словам, порой доходит до абсурда. Людей высаживают в мороз прямо на полпути.
И вот уже главы целого ряда подмосковных городов и районов получили предупреждения «Мосгортранса» о намерении приостановить обслуживание областных маршрутов «до решения вопроса о неправомерности наложения штрафных санкций». И эти люди открыто утверждают, что им даже страшно представить, что последует за информированием жителей о намечаемых изменениях в обслуживании автобусных маршрутов. Они уверены, что ближнее Подмосковье в этом случае ждет социальный взрыв.
А глава «Мосгортранса» Евгений Михайлов недоумевает: «Непонятно, почему вдруг эти маршруты, существующие несколько десятилетий и исправно перевозящие людей за счет дотаций горбюджета, оказались незаконными». С точки зрения господина Михайлова, если его предприятие откажется возить пассажиров в область, их обслуживание ляжет на бюджет Подмосковья. Никуда эти самые ежедневные 265 тысяч человек не денутся, и в оставшиеся на линиях автобусы других перевозчиков, тех самых – областных, они не влезут. Поэтому либо они будут добираться до ближайшей станции метрополитена пешком, либо области придется раскошеливаться на дополнительные маршруты.
Но есть еще один вариант, о котором подмосковные чиновники предпочитают не говорить вслух. «Мосгортранс» выгоняют из области, чтобы заменить с помощью коммерческих перевозчиков, явно аффилированных со вполне определенными людьми в определенных структурах. Конечно, в этих автобусах не будет никаких бесплатных поездок для пенсионеров и других льгот. Но кого волнует чужое горе, когда речь идет о собственном кармане?
И тут столица нанесла ответный удар, гораздо более четкий и выверенный. Заместитель Мэра столицы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов неожиданно объявил: «Система нелегальных междугородних и международных автобусных маршрутов будет ликвидирована в кратчайшие сроки»
Пояснения были убийственными: транспортный комплекс города намерен добиваться окончательного прекращения работы нелегальных автобусных вокзалов и стоянок, несанкционированных междугородних и международных автобусных перевозчиков. Такая задача поставлена антитеррористической комиссией столицы и выполняется органами полиции, управлением ФСБ по городу Москве, прокуратурой г. Москвы и транспортными службами. Контролируется ситуация возле крупных транспортных объектов города – транспортно-пересадочных узлов, станций метро и железнодорожных вокзалов. Стихийные автовокзалы, стоянки нелегальных междугородних автобусов оперативно ликвидируются – водители и организаторы нелегальных перевозок получают административные взыскания, а автобусы перемещаются на спецстоянки. В настоящее время на спецстоянки доставлено более 40 автобусов, на которых осуществлялись нелегальные перевозки – и эти мероприятия будут продолжаться.
Большинство мест скопления незаконных перевозчиков уже ликвидировано, в ближайшее время в городе не останется ни одной стоянки незаконных автобусов.
Не станем сомневаться, что такая работа проводится уже не первый день. Но зачем господину Ликсутову делать такое заявление ровно за неделю до возможной отмены рейсов автобусов «Мосгортранса» в города Подмосковья? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой: заместитель столичного мэра предупреждает слишком ретивых коллег из областного правительства, что столь милые их сердцу частные перевозчики в любой момент могут оказаться в Москве вне закона. А, значит, областным властям придется расхлебывать все последствия своей атаки на московские автобусы.
Чем завершится это противостояние, лично я сказать сегодня не берусь. Но оно должно так или иначе разрешиться в ближайшее время. Ждем-с.
|