На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Михаил Вирин
Нам есть что развивать ::

 

Экономический кризис, падение рубля, социальная напряженность. Как искать пути выхода из сложившейся сложной ситуации? Об этом мы беседуем с главой муниципального округа Москворечье – Сабурово Михаилом Вириным.

 - Михаил Михайлович, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг не так давно объяснял журналистам: «Главная проблема российской экономики в том, что мы используем естественные преимущества - продаем нефть, газ, удобрения и прочие полезные ископаемые. Остальное мы все завезем. Эта модель была бы хорошей, если бы мы еще и завозили деньги для потребителей. Но присылают только товары. А деньги нужно зарабатывать самим.

Поэтому сейчас перед Россией стоит задача выйти из стагнации и разнообразить примитивный индустриальный ландшафт, чтобы экономика состояла не только из нефти, газа, пеньки и т.д.».

Неужели все так просто и прямолинейно: построим новые производства мирового уровня, и сразу все будет хорошо?

- Это – всего лишь часть мнения одного из наших экспертов в области экономики. Но и Гринберг вынужден заметить, что для того, чтобы все было хорошо, придется еще завозить в страну деньги для потребителей. Другие эксперты выражаются еще откровеннее: у нас не только уродливая система производства, но и не менее уродливая система распределения средств между гражданами.

Наше  население разделилось на тех, кто тратит большие деньги, и всех остальных, намного более бедных. Коэффициент финансового разрыва между этими классами – 16. Количество малообеспеченных людей за десять лет после кризиса 1998 года сначала сократилось с 30% до 13%, но в последние три года снова понемногу растёт.

На душу населения в России приходится 22,6 кв. м общей площади жилья, включая кладовку, балкон и кухню. Если же взять только жилую площадь, то на каждого россиянина приходится менее 15 квадратов. 23% населения РФ не имеют в доме туалета, 27% – холодной воды и 40% – горячей. По современному стандарту такие помещения даже нельзя назвать жилыми. Это сараи, в которых в России в XXI веке живут люди. Мы не входим даже в первую сотню стран мира по жилищной обеспеченности.

Комфортного жилья сегодня в России приходится 10 квадратов на человека – ровно в три раза меньше, чем в последней стране списка международного рейтинга.

Вы понимаете, что все это значит?

- Конечно. По всем мировым законам Россия балансирует на грани общественных потрясений. И хотя все, вроде бы, спокойно, от этой грани надо отходить подальше.

- Да, есть вещи, которые абсолютно ясны. Очевидно, что строить жильё в России нужно срочно и много. Тем не менее, этого не происходит. Во Франции, где на человека приходится 40 квадратов жилья, строят в полтора раза больше, в США (65 кв. м/чел) – в два раза больше.

Такая же ситуация в нашей стране происходит с дорогами. Среди развитых стран Россия – единственная, где нет ни одной междугородней скоростной автострады и скоростной железной дороги. Во Франции все города с населением свыше ста тысяч человек соединены скоростными автострадами или железными дорогами, средняя скорость по которым составляет 250 км/ч. Первая из них появилась там ещё 20 лет назад. В целом по экономическим показателям Россия отстаёт от Европы и США гораздо меньше, чем по социальным.

- Михаил Михайлович, давайте заметим, что при нашем отставании от развитых стран, мы сделали гигантские шаги вперед, по сравнению с нами же тридцатилетней давности. Ведь когда говорят, что наши граждане никогда раньше не жили так богато, то это ведь правда.  И речь идет отнюдь не только об олигархах или среднем классе, наши бедняки сегодня богаче бедняков 80-х годов.

- Ну, что ж, давайте заметим, но все совсем не так однозначно.

Начнем с простого: в 2011 году в России продолжительность жизни достигла уровня 1964–1965 годов в СССР и составила 70 лет.

В те годы этот уровень у нас был таким же, как во многих развитых странах. Сегодня мы отстаём от них и от самих себя примерно на полвека, занимая в международном рейтинге 105-е место, а по качеству здравоохранения – 130-е. В отличие от экономических показателей, быстро эту ситуацию не изменить. Единственный достойный социальный показатель в России – качество образования – занимает пока 40-е место в списке. Неплохо, если не знать, что в 60-е годы наша страна входила в первую пятёрку этого рейтинга. Тогда на образование в СССР тратилось 11% валового продукта, а в США – всего 4%. После того как СССР отправил в космос первый спутник и первого человека, Америка пересмотрела свою систему образования, создав центры научного превосходства на базе ста университетов и выделив им по $100–200 млн.

За последние полвека Россия и Америка поменялись местами: теперь мы тратим на образование 4% ВВП, а США – 11%.

Заметнее всего в последние годы в российской экономике растёт только импорт. Причём импорт готовой промышленной продукции. Он вырос на 67% против 15% роста отечественной промышленности. На экспорт по-прежнему уходит сырьё. Из него 56% составляют нефтепродукты, 10% – газ, 10% – металл и 3% – лес. Остальное (по убыванию) это удобрения, пшеница, урановая руда и необработанные алмазы. Трудно не заметить, что в этом списке присутствует только сырьё, но нет продукции с высокой добавленной стоимостью. Высокотехнологичной продукции Россия экспортирует всего 2%. Нужна коренная смена структуры экономики, подразумевающая гигантские вложения.

Уровень докризисных экономических показателей 2008 года в России восстановлен, но из-за отсутствия инвестиций темпы роста экономики за последние два года снизились вдвое.

- Вопрос прост: что же делать в такой ситуации?

- Года полтора назад академик Абел Аганбегян (помните – экономист, начинавший перестройку) прочитал доклад, в котором заявил, что мир  находится «накануне крупнейшей синтетической революции в нефтехимии. Первая весть этой революции – изготовление корпуса Боинга 787 из пластмассы, что делает его на 20% легче, быстрее и экономичнее. И хотя сроки производства этого самолета сильно нарушены, количество заявок на него по-прежнему растёт. Из синтетических материалов за рубежом уже производят кузова для Ferrari, а по мере удешевления этих материалов появятся и другие автомобили с пластмассовыми корпусами.

Россия имеет все шансы вскочить на «синтетический поезд», пока он ещё не ушёл».

- За время, прошедшее с того момента, когда академик делал этот доклад, мир пошел еще дальше: речь идет уже о возможном производстве самых различных вещей, отпечатанных на 3D принтере. Тяжело будет вскакивать на такой поезд.

- А кто сказал, что будет легко?

Вот, например, тот же Аганбегян говорит о том, что нуждается в развитии наша деревообрабатывающая отрасль. На сто кубометров заготовленного леса мы производим в три раза меньше конечной продукции, чем в Канаде и США, и в пять раз меньше, чем в Финляндии и Швеции. При этом у нас огромные возможности экспорта этих продуктов, ведь рядом расположены безлесные Казахстан, Китай, Япония, Корея и Южная Европа.

А еще необходимо решить проблему обновления технологического парка и энергетического сектора. Российские котельные и тепловые электростанции работают с КПД около 32%. Для сравнения: современное парогазовое оборудование имеет 50–62% КПД. Старые советские котельные нужно полностью заменить. Не модернизировать, а демонтировать и установить другие. Причём сделать это не за счёт дорогого импортного оборудования, а на основе собственного отечественного энергомашиностроения.

И много еще чего можно и нужно сделать. Вопрос лишь в том, сделаем ли.

Беседовал Влад Борисов

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.