Выступая в декабре прошлого года с Посланием Федеральному Cобранию, президент РФ Владимир Путин заговорил о реформе местного самоуправления. Он напомнил о том, что именно развитие земств, местного самоуправления в свое время позволило России совершить рывок, найти кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. Сейчас, сказал президент, цель такова: дать людям реальную возможность принимать участие в управлении теми территориями, где они живут.
Буквально через неделю предложения президента рассматривались на «круглом столе», организованном Фондом развития гражданского общества – организацией, тесно связанной с администрацией президента. Основной вывод состоявшейся дискуссии: любая новая модель местного самоуправления должна быть в первую очередь обеспечена ресурсами, которые позволят муниципалитетам качественно выполнять свои обязанности.
Такое начало вселяло надежды на то, что реформа системы местного самоуправления не только состоится, но и решит самые наболевшие вопросы отечественной муниципальной власти. Тем более, что выступивший от имени профильного думского Комитета депутат Вячеслав Тимченко напомнил: за 10 лет своего существования правился 84 раза, в него внесено уже 212 изменений. «Точечные правки не дали искомого результата, нужны кардинальные изменения», - утверждал депутат.
Эксперты, высказывавшиеся по данному вопросу, отмечали, что местная власть слишком часто оказывается недосягаемой для простых граждан, а ситуация, при которой мэр какого-нибудь города при принятии хозяйственного решения действительно советуется с гражданами - скорее исключение, чем правило. А ведь по идее как раз местное самоуправление - та власть, которая должна быть ближе всего к людям. Так что нынешнюю ситуацию необходимо приводить в соответствие со здравым смыслом.
При этом специалисты участвовавшие в обсуждениях , а их уже было немало, не скрывали, что проблема очень сложна. И одна из основных проблем – можно ли выработать общую модель развития самоуправления для всех российских регионов, столь разнящихся по основным социально-экономическим условиям?
Так Игорь Бунин, президент Центра политических технологий, утверждал, что любая модель будет по-разному работать в богатых и бедных регионах при сильном или при слабом губернаторе.
Бунин предлагал ориентироваться на наиболее близкую нам из всех европейских практик – французскую. Именно во Франции достаточно широкие полномочия мэров сопровождаются сильным присутствием центральной власти и префектов как ее представителей. Так что один из возможных вариантов - это «огосударствление» некоторых функций местной власти при условии бюджетной обеспеченности тех задач, которые остаются за муниципалитетами. При этом Бунин уверен, что ни в коем случае нельзя отказываться от выборности мэров и городских дум.
Дискуссии шли несколько месяцев, и вот на днях рабочая группа по реформированию местного самоуправления (ВСМС) внесла в Госдуму законопроект свой. Согласно ему могут быть отменены прямые выборы глав крупных городов с районным делением. По мнению разработчиков проекта, с помощью этой законодательной инициативы будет устранен «пробел в устройстве местного самоуправления».
Между прочим, рабочую группу по реформированию местного самоуправления возглавлял тот самый Вячеслав Тимченко, который еще в декабре говорил на заседании «круглого стола» очень разумные вещи. Именно он считал, что пора перестать вносить отдельные поправки в закон и заняться его коренным реформированием. Увы, на деле речь опять идет о поправках.
Если эти поправки будут одобрены, то к существующим пяти типам муниципального образования добавляется еще два. В крупных городских округах будет действовать двухуровневая модель организации МСУ – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Представительный орган городского округа с внутригородским делением будет формироваться из состава районных представительных органов власти, глава городского округа будет избираться из состава представительного органа городского округа, при этом он одновременно будет исполнять полномочия председателя городского парламента. За хозяйственную деятельность будет отвечать сити-менеджер. Аналогичная схема будет действовать и для муниципальных районов: советы районов будут формироваться из глав и депутатов поселений, входящих в этот район, главу района будет выбирать местный парламент. Между тем, как отмечают авторы законопроекта, реформа коснется только городов c районным делением. В сельских поселениях и городских округах, в которых районного деления нет, сохранится возможность избирать депутатов и глав на прямых выборах. Внутригородским районам авторы проекта предполагают передать 13 полномочий: формирование бюджета, установление местных налогов и сборов, распоряжение имуществом, пожарную безопасность, организацию досуга, развитие физкультуры и спорта, массового отдыха, рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также содействие развитию малого и среднего бизнеса. «Несколько вопросов городских округов мы перенесли на районный уровень,— объясняет суть поправок господин Тимченко.— Но кое-какие вопросы совпадают, например, формирование собственного бюджета, возможность установления налогов и сборов, управление имуществом». По его словам, городским имуществом будет распоряжаться город, но, например, учреждения быта «можно передать районам». Увы, но Вячеслав Тимченко не смог при этом толком ответить на вопрос журналистов, как могут быть установлены разные налоги в районах одного города. Вместо ответа депутат заметил, что в проекте прописаны «права внутригородских районов, а не обязанности», а окончательно полномочия будут устанавливаться уставами городских округов и законами субъектов РФ. Как закон может устанавливать права, оставляя распределение обязанностей кому-то?
Экспертное сообщество приняло законопроект с большим недоверием. Независимые аналитики считают, что принятие законопроекта в его нынешнем виде приведет лишь к укреплению вертикали исполнительной власти, а у местного самоуправления не будет никаких рычагов общественного влияния. . «Можно сразу сказать, что это никакое не местное самоуправление. Местное самоуправление без прямой выборности – это не местное самоуправление. Даже сейчас, в общем-то, мэры плюют на тех, кто их выбрал, а когда их будут назначать, они вообще населения не будут замечать. Так что ни о каком местном самоуправлении в таких условиях говорить нельзя», – утверждает заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ГУ ВШЭ Михаил Краснов.
Разгорелась ожесточенная полемика, но о ней – в следующий раз.
|