На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Местное самоуправление: реформа или уничтожение
Часть вторая ::

 

О чем же спорят эксперты, обсуждая проект нового закона о местном самоуправлении?

Представители партий называют идею единороссов тяжелым ударом по партийной системе. Они уверены, что сформированные, а не избранные гордумы не  позволят проходить через муниципальный фильтр по-настоящему оппозиционным, а не подставным кандидатам в губернаторы.

Если внимательно посмотреть текст поступившего в Госдуму законопроекта, становится ясно, что его основной смысл вовсе не в отмене прямого избрания мэров большинства российских городов и глав всех без исключения муниципальных районов. Ведь во многих городах пресловутые сити-менеджеры действуют давно. Вопрос в том: успешно ли. Гораздо более важным является предложение полностью отменить выборы законодательных органов на так называемом верхнем уровне местного самоуправления. 

Сегодня система местного самоуправления складывается из поселений, где действуют собственные власти – представительная и исполнительная. Следующий уровень – их объединения – те самые районы, где сейчас тоже есть и мэры, и законодательные собрания. А есть еще и города, в том числе все административные центры субъектов РФ, также считающиеся муниципальными образованиями второго уровня.

Вот законодательные структуры городов, ныне избираемые прямым голосованием  их жителей, и предлагается формировать из своего рода делегатов. Они будут выдвигаться снизу – из собраний внутригородских районов – нового типа муниципальных образований, которые предлагают создать авторы законопроекта. На этом низшем уровне избрание депутатов сохраняется.

Однако в соответствии с недавним решением Конституционного суда в  мелких муниципиях не может быть партийных выборов, которые сейчас  сохраняются лишь на том самом верхнем уровне МСУ. Именно его и планируется реформировать, лишив прямых всенародных выборов. Простой пример: представьте себе, что в Москве отменяют выборы в Мосгордуму, а депутаты выдвигаются из числа муниципальных избранников.

Партиям нечего будет делать и на городских, и районных выборах хотя бы потому, что их просто не будет. Новые партии не смогут укрепиться, потому что им для этого не будет земли, а старые партии лишаются возможности выращивать у себя новых политиков, а стало быть, встают перед своим потенциальным исчезновением.

Между тем президент России в своем Послании сказал: «Сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны». Он тут же объяснил, как этого добиться: «Мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремленные, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать условия для их открытости и эффективности».

Как сочетаются слова президента с отменой прямых выборов депутатов гордум и райсоветов?

И еще одна деталь: так называемый муниципальный фильтр в его нынешнем виде делается полностью непроходимым. Ведь, например, кандидат в губернаторы обязан собрать для своей регистрации подписи не менее 5–10% муниципальных депутатов и всенародно избранных мэров данного субъекта РФ. Конкретная планка устанавливается региональным законом. Но при этом есть и ряд других условий – те же 5–10% этих подписей должны быть собраны у муниципалов верхнего уровня, причем не менее чем в трех четвертях районов и городов. Когда в будущем там представителей оппозиции вообще не будет, то прохождение через такой фильтр окажется просто невозможным. 

Независимые же эксперты считают, что принятие законопроекта приведет лишь к укреплению вертикали исполнительной власти, а у местного самоуправления не будет никаких рычагов общественного влияния. Так руководитель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин  сказал журналистам, что во внесенном документе речь идет только о формальном местном самоуправлении, которое не будет иметь никаких рычагов, реальные же рычаги будут у исполнительной власти. «Совершенно очевидно, что принятие этого законопроекта приведет к укреплению вертикали исполнительной власти, к укреплению администрации, которая идет от президента, и уменьшению возможностей местного самоуправления. Мы постепенно возвращаемся к той ситуации, когда формально по Конституции у нас есть некие представительные органы, а фактически все нити управления ведут непосредственно к другому органу», – подытожил эксперт.

А когда авторы законопроекта начинают разъяснять ситуацию с управлением имуществом, это вызывает у людей, хорошо знакомых с проблемой удивление и горький смех. «Да какое имущество? Все давно приватизировано, остались только учреждения, необходимые для исполнения полномочий,— утверждает глава Ульяновска Марина Беспалова.— Есть у нас в городе четыре района, но у них ни администраций, ни бюджета нет, они только благоустройством занимаются. А если создавать в них органы власти, сколько же денег потребуется».

Как иронично замечают эксперты: надо разделить имущество, занести все в реестры, кадастры, создать райадминистрации, новые уставы написать, а потом два района — промышленный и спальный — перегрызутся за бюджеты между собой и с горадминистрацией..

«Местное самоуправление у нас фактически сводится к нулю. Все полномочия, требующие денег, и политическую конкуренцию на муниципальном уровне убрали,— резюмирует происходящее член Европейского клуба экспертов МСУ Ильдар Фасеев.— Делегирование депутатов в районные и городские парламенты — не выборы. Нет прямых выборов глав, нет обязательств перед населением». По его мнению, теперь главные решения будут приниматься на уровне муниципальных районов, которые станут продолжением властной вертикали.

Действительно, чем еще могут стать органы МСУ, если глава администрации городского округа будет назначаться на должность по контракту на срок от двух до пяти лет. Половина членов конкурсной комиссии будет назначаться представительным органом, а другая половина — губернатором.

Но какие предлагаются альтернативные проекты? Вот Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина считает, что новое — это хорошо забытое старое. Поэтому его эксперты предлагают восстановить уезды, как это было до революции.

Это и будет новая структура «межрайонного уровня организации государственной власти» для тех ведомств, с которыми чаще всего сталкиваются граждане в обычной жизни: налоговые органы, органы внутренних дел, пожарная служба, суды и так далее. Для крупных  же  городов – опять же «внутригородские округа», чтобы города-миллионники не управлялись из одного административного здания.  К тому же предлагается усилить местные советы депутатов, которые смогут ограничивать власть «сильного мэра» или сити-менеджера. А «гибридную модель»— это когда избранный мэр работает параллельно с нанятым по контракту главой администрации предлагается вообще упразднить, поскольку такое двоевластие приводит только к конфликту интересов.

Надо сказать, что в ходе полемики о реформе местного самоуправления высказано много самых разнообразных идей. Но главное, что уже понятно, - с реформой не надо торопиться. Иначе местное самоуправление можно просто уничтожить.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.