На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Советую не болеть
Часть вторая ::

 

Однако фактическая замена значительной части бесплатной медицины на платную – только одна сторона проводимой в стране реформы здравоохранения. И остальные ее стороны выглядят не лучше. Якобы благие замыслы, которые регулярно озвучивают чиновники, на практике превращаются в нечто ужасное.

В ситуации, когда система бесплатного медицинского обслуживания уничтожается у нас на глазах, возникает один серьезный вопрос: за что мы платим деньги в Фонд обязательного медицинского страхования? Ответ на  этот вопрос сегодня выглядит ужасающе: мы платим деньги в ФОМС для того, чтобы врачи в поликлиниках во время приема пациентов занимались не столько их осмотром, сколько заполнением бумажек разнообразной отчетности.

На сегодняшний день общее количество различных форм и справок медицинской документации перевалило за 350, а время приема пациента в Москве, как и во многих других местах России, сократили – с 15 до 10 минут. За 10 минут врач должен провести осмотр, дать рекомендации и оформить минимум три-четыре документа. Даже министр здравоохранения Вероника Скворцова признает, что 70 % времени врача уходит на писанину, то есть врач тратит его не на свою работу, а на оформление бумаг. На больного остается 3 минуты. И что может успеть за это время врач, не интересует никого, кроме его пациентов.

Проверяющие из страховых компаний, через которые идут выплаты, проверяют только медицинскую документацию, и требования их постоянно ужесточаются.

Уже президент страны Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию затронул эту больную тему: «Базовый вопрос – это реальный переход к страховому принципу в здравоохранении. Сегодня функция ОМС, по сути, сводится к «прокачке денег» до получателя, но только не через бюджет, а через внебюджетный фонд. Задача – совершенно другая. Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за своё здоровье, появились финансовые стимулы к здоровому образу жизни, а страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку их работе, чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше».

Увы, как бы ни хотелось президенту, и ФОМС, и страховые компании заботятся о чем угодно, только не о том, чтобы медицинские учреждения работали лучше. Что же касается права граждан выбирать себе врача и тем более поликлинику или больницу, то даже в Москве, где, в отличие от провинции, и поликлиник, и врачей, и больниц немало, добиться этого очень трудно.

Между тем, общаясь с журналистами, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников признал, что в столичных поликлиниках годами продолжалась деградация врачей. Также он сказал, что в поликлиниках существует проблема дефицита врачей-специалистов, которую городские власти надеются решить в течение двух лет.

Оставим на совести Леонида Михайловича бодрое утверждение о решаемости проблемы дефицита врачей за два года, тем более, что по столице уже ходят упорные слухи о том, как это будет осуществляться. Речь идет о приглашении значительного количества врачей-мигрантов из тех же самых среднеазиатских государств. И пусть их квалификация внушает серьезные опасения, нам ведь обещают не качество, а количество.

Между тем, тот же Печатников предлагает еще один способ решения проблемы дефицита специалистов: «К врачу-специалисту должен прийти пациент, у которого есть реальная проблема, когда уже понятно, что без этого специалиста он обойтись не может». Проще говоря, гражданам предлагают по пустякам к доктору не ходить. Вопрос лишь в том, что считать пустяками.

Но самое печальное в том, что господин Печатников не несет никакой отсебятины: все, что он говорит, целиком и полностью соответствует государственной политике в области здравоохранения. Посмотрите на реформу, которая идет сейчас в Москве. На словах предлагается сократить административный штат и сделать его один на несколько поликлиник, объединив их. Тот же Печатников и другие руководители московского здравоохранения уверяют нас, что происходит объединение юридических лиц с сокращением административного аппарата. О реальном сокращении числа лечебных учреждений, по их словам, речи не идет, они будут работать как филиалы крупной клиники под управлением одной администрации и одного главного врача. В рамках одного объединения, говорят руководители здравоохранения, можно будет оптимизировать прием врачей-специалистов.

Между прочим, москвичи ощущают последствия такой «оптимизации» куда меньше жителей какой-нибудь Тверской или Ярославской области. Москва отступает с позиций, занимавшихся ранее в деле здравоохранения медленнее подавляющего большинства регионов. Но отступает – деться-то некуда.

Что такое объявленная «оптимизация», один из знакомых автора этих строк, приписанный к поликлинике, оказавшейся «головной», хлебнул, простояв три с лишним часа в очереди на рентген. Причем записывался он за три недели.

А введения трехуровневой системы медицинской помощи, когда по месту жительства пациент может получить помощь только самых востребованных врачей – терапевта, хирурга, офтальмолога, невролога, все его соседи – диабетики ждут с содроганием. Ведь теперь только в этом «головном» амбулаторном комплексе и нигде больше смогут попасть к кардиологу, эндокринологу, нефрологу и прочим специалистам люди, ранее пользовавшиеся услугами своих поликлиник. Почему так разволновались именно диабетики? Потому что очередь к эндокринологу и без этих нововведений очень редко бывает меньше часа – полутора. Что же будет теперь?

Разумеется, те, кто хочет попасть к врачу побыстрее, могут воспользоваться услугами частной клиники.

Но и это еще не все: нас ждет сокращение на 30 % числа больничных коек. Как уверяют организаторы реформы, у нас в стране традиционно больничные койко-места используются неэффективно. По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, «в странах с эффективной системой здравоохранения 70 % пациентов решают свои проблемы со здоровьем в поликлиниках, и лишь 30 % – в стационарах. Для сравнения: в Москве, например, соотношение амбулаторной и стационарной помощи прямо противоположно – составляет 30 % к 70 % в пользу стационаров».

Интересно, знает ли  министр, как отличается медицинская помощь в отечественных поликлиниках от поликлинической помощи в развитых странах?

Напомним, Россия больше 10 лет находится на 130-м месте в мире по уровню доступности и качества медицинской помощи. И, как утверждает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский, ответ на вопрос о том, почему это происходит, неочевиден. Недостаток финансирования? Но впереди нас – Узбекистан, не говоря уже об Украине и Белоруссии. По количеству врачей на душу населения Россия занимает 2-е место в мире, уступая только Италии. Врачи – есть, лекарства – есть, больницы имеются. Почему же 130-е место?

Саверский, много лет занимающийся аналитикой и выявлением системных проблем нашего здравоохранения, уверен: сейчас в этой сфере царит полный хаос. Прежде всего, потому что не решены системообразующие вопросы – какие услуги платны, какие – бесплатны, и каковы обязательные стандарты. При этом источник хаоса кроется в нашем законодательстве.

На его взгляд, главная проблема заключается в том, что в нашей системе здравоохранения платят за услуги, которые должны быть бесплатными. Но об этом мы уже говорили.

Да, Москва сейчас, при всем сказанном выше, находится в лучшем положении, чем провинция. Но удержаться в гордом одиночестве на более высоком уровне невозможно. Или наше здравоохранение повернется, наконец, лицом ко всей стране, или оно обрушит столичную бесплатную медицину. Третьего не дано.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.