На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Заплатим все ::

 

Правительство обсуждает предоставление регионам права вводить налог с продаж до 3%. Налог будет введен в дополнение к НДС, который поступает в федеральный бюджет. Как уверяет глава Минфина Антон Силуанов, в правительстве такое предложение созрело.

В пятницу на информационных лентах появилось сообщение о том, что введение регионального налога с продаж и повышение отчислений в ФОМС с 2015г. - почти решенный вопрос. Оказывается, поручение о проработке этих вопросов подписал президент России (об этом журналистам портала РБК сообщили два правительственных чиновника). При этом, по одной версии, окончательного решения все-таки нет, по другой – соответствующий  законопроект уже готовится к осенней сессии парламента.

Люди постарше, наверное, еще помнят налог с продаж, введенный в стране еще при единственном президенте СССР Михаиле Горбачеве и отмененный

в России в 1992 году. Правда, в 1998 г. он был введен снова — как региональный налог с максимальной ставкой в 5%. С 2004 г. он был отменен по решению Конституционного суда (в том числе из-за сложностей при определении объекта налогообложения).

Действовал он просто: стоимость товаров поднималась на величину налога. Причем, как это частенько у нас бывает, после отмены налога с продаж ценники на товарах переписывать не стали.
И вот сейчас Минэкономразвития вместе с представителями предпринимательских общественных организаций просчитывает последствия повышения налоговой нагрузки. Как сказал замглавы министерства Сергей Беляков,  последствия, «в общем, неутешительны». Ожидаются ухудшение финансовых показателей компаний, рост безработицы, инфляция, поскольку повышение налогов серьезно увеличивает налоговую нагрузку, особенно на машиностроение, обрабатывающие предприятия и сельское хозяйство. Кроме того, оказывается под угрозой политика властей по созданию большого количества высокопроизводительных рабочих мест. Ведь снятие зарплатных порогов по отчислениям в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) увеличивает нагрузку именно на такие рабочие места.

Между тем администрация президента и правительство уже обсуждают возможность повышения и других налогов, в том числе НДФЛ и НДС, до 15 и 20%. И пусть речь идет о 2019 годе, одно то, что речь о повышении зашла уже сейчас, окажет на бизнес свое отрицательное влияние. Тем более, что, по мнению чиновников, готовиться к возможным изменениям нужно уже сейчас.

И представители торговли уже готовятся. Как утверждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (она объединяет крупнейшие розничные сети страны) Андрей Карпов, рост налоговой нагрузки будет включен в конечную цену товаров для потребителей. Ритейлеры сами не потянут эту нагрузку за счет своей маржи, они не смогут выплачивать ее из своей чистой прибыли, — уверен он. При высоких товарооборотах крупнейшие розничные сети работают с невысокой маржей: рентабельность чистой прибыли у второго по выручке продовольственного ритейлера — X5 Retail Group — составила в прошлом году 2,1%, у «Дикси» — 1,7%, у «О’кей» — 3,6%. Наибольшая маржа по чистой прибыли среди российских публичных ритейлеров была у «Магнита» — 6,14%. Но даже для него 3% — это существенная цифра.

А владелец и генеральный директор крупнейшего названного выше «Магнита» Сергей Галицкий сказал прямо: «Думаю, что буду неоригинален: розничные цены вырастут на 3%». Хотя, по его мнению, в нынешней экономической ситуации не стоит увеличивать цены для потребителей. «Кроме того, налогом с продаж наверняка не будут облагаться ларьки, рынки и все прочие — те, что и так налоги не платят. Пострадают добросовестные налогоплательщики — конкурентное преимущество получат те, кто и так плохо платит налоги», — считает Галицкий.

Введение такого налога негативно скажется и на потребителях, и на ритейлерах, подтверждает мысль Галицкого старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Налог будет переложен на потребителей, у которых располагаемые доходы и так растут слабо, дополнительная нагрузка может подорвать спрос. Кроме того, есть риски ускорения инфляции.

А один из наиболее признанных и востребованных сегодня экспертов - специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии  Наталья Зубаревич объясняет, что

Доходы бюджета сокращаются, налог на прибыль в прошлом году полетел в минус. Теперь мы с вами главные налогоплательщики – НДФЛ в 13%, стал самым главным для бюджетов регионов. И на 6% сократились поступления трансфертов из федерального бюджета.

При этом есть так называемые майские указы президента. У главы государства было желание сделать доброе и пушистое, но немножко за чужой счет – за счет субъектов. Просчитали, полагали, что будет приличный экономический рост, но его не было, полагали, что это будет не так дорого, но просчитать реально не получилось, это оказалось дороже.

Предполагалось, что  руками губернаторов  будет порублена занятость в бюджетной сфере, чтобы число тех, кому повышают зарплаты, уменьшилось. И это была попытка оптимизировать действительно чрезвычайно раздутую занятость в социальных секторах, потому что она большая и, к сожалению, неэффективная. Но параллельно надо и на выборы идти. И вот в этой ловушке – сюда не ходи, туда не ходи – губернаторы и мечутся, а результатом стал дефицит  642 миллиарда рублей, какого никогда не было.

При этом Зубаревич отмечает: «Есть регионы с очень пристойной ситуацией – Москва, Питер, очень корректно ведет себя Московская область. Есть гораздо менее развитые, которые ка-то попытались ужаться, - Алтайский край. Ситуация очень сильно дифференцирована по регионам, но суть в том, что только шесть субъектов федерации закончили 2013 год без дефицита».

Финансовое управление столицы, по ее мнению, очень грамотное, то есть аккуратно берут в долг, тем более, у Москвы высокий рейтинг – она может занимать, аккуратно тратят: «Один пример – доходы сократились примерно на 2%, расходы выросли на чуть-чуть, на 1% от силы. У некоторых регионов разрывы десятки процентов. Москва финансово ведет себя очень аккуратно».

Между тем целый ряд экспертов уверен, что, ухудшив положение бизнеса и жизнь рядовых граждан,  налог с продаж мало что даст региональным бюджетам. Так замдиректора Центра налогового администрирования и финансового управления РАНХиГС Вадим Засько опасается, что расходы на сбор регионального НСП могут оказаться выше, чем поступления от него. «НДС обеспечивает большие поступления в бюджет, несмотря на сложности с его администрированием. Но если в случае с НДС проблема заключается главным образом в механизме его возврата в случае экспорта, с НСП может возникнуть проблема учета.  Дело в том, что налог с продаж  распространяется на операции с наличными деньгами, а если вы откроете счет в банке и с него оплатите покупку, государство не получит ничего. Сложности с администрированием НСП могут возникнуть и при оплате банковской картой».

А директор Центра исследования экономической политики Экономического факультета МГУ Олег Буклемишев вообще считает, что подобные налоговые новации вообще не помогут экономике: «Совместимо ли повышение налогов с желаемым возобновлением экономического роста?», - задает он риторический вопрос, на который все должны знать ответ. «Предлагаемые шаги представляют собой не продукт перспективного мышления, а скорее конвульсивную реакцию на обстоятельства без попытки их как-то проанализировать и рассмотреть возможные альтернативы», - заявляет Буклемишев.

«Главным направлением фискальной политики должно стать сокращение раздутых и неэффективных государственных расходов, это куда более рациональный подход. Как свидетельствует ряд исследований, для таких сокращений есть изрядный потенциал; влияние подобных расходов на ВВП может быть не просто нулевым, а даже отрицательным. Поэтому в нынешних условиях можно и нужно провести глубокое преобразование расходной части бюджета, которое как минимум меньше повредит развитию, чем повышение налогов», - объясняет свою позицию эксперт. Также он напоминает, что МВФ рекомендует государствам, нуждающимся в увеличении доходов, сначала подумать о расширении налоговой базы (в частности, отмене всяческих льгот и изъятий) или изменении структуры налогообложения и только затем при необходимости повышать ставки. И тут же добавляет: «Не исключено, что разговор о повышении ставок означает признание неспособности правительства отменить наиболее весомые налоговые льготы, за которыми стоят влиятельные интересы».

Но мы отвлечемся от экспертных мнений и скажем главное: судя по всему, нам придется больше денег тратить на повседневные покупки. Это приведет к снижению спроса, поскольку в этом случае мы вынуждены будем экономить. Наша экономия бумерангом ударит по продавцам, а затем и по производителям. Начнут расти безработица, замораживание зарплат, количество банкротств малых и средних фирм.

В итоге за бюджетный дефицит заплатим мы все.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.