С неделю назад, как-то очень незаметно, в газете «Ведомости»
прошла информация о том, что думский комитет по экономической политике подготовил
и направил в правительство поправки в и без того сомнительный проект закона о
торговле. Суть поправок проста, как три копейки, и сводится к одной фразе
знаменитой сказки «Али-баба и сорок разбойников»: «Сим-Сим, откройся!».
На языке думцев речь идет о том, чтобы в законодательном
порядке обязать торговые сети и их поставщиков один раз в квартал публиковать в
интернете информацию о цене продаваемого товара и размере торговой наценки. Как
сознался в беседе с журналистами руководитель думского комитета по экономической
политике Евгений Федоров, столь богатую идею предложил депутатам Институт экономики
и законодательства. По мнению как сотрудников вышеозначенного института, так и
самих депутатов, данная поправка станет мощным оружием в борьбе с посредниками.
Надо сказать, что борьба с посредниками в последнее время
практически официально стала идеей фикс не только депутатов различных уровней,
но и многих представителей исполнительной власти. Поиск зловредного посредника,
чьи фантастические накрутки повышают стоимость товаров на гораздо больший
процент, чем рост тарифов естественных монополий и ЖКУ, подорожание бензина и
откаты «нужным людям», а также целый ряд иных причин, стал любимым
развлечением представителей различных ветвей российской власти. Еще большим, чем
охоты с вертолета на занесенных в Красную книгу животных, после которых в
Красную книгу вместо исчезнувших видов можно заносить самих чиновников, с такой
удручающей регулярностью они там гибнут.
При этом объяснения той же скандальной поправки даются самые
нелепые:
«Логика простая: если хочешь заниматься торговой
деятельностью, должен понимать, что она должна быть прозрачной в информационном
плане», - утверждает Евгений Федоров. Неужели некому объяснить уважаемому
депутату, что существует такое понятие, как коммерческая тайна, ограничивающее
(в разумных, разумеется, пределах) столь милую его сердцу «прозрачность в
информационном плане». Это депутатов и чиновников можно (и нужно бы) обязать
раз в квартал вывешивать в Интернете сведения о своих доходах и доходах своих
родственников. А заставлять предпринимателей выставлять напоказ сведения, составляющие
коммерческую тайну, нельзя.
Увы, депутатам этого не объяснили, и они требуют публикации информации
о ценах и наценках (раскройте-ка, господа торговцы, вашу закупочную цену) на
длинный список товаров: от социально значимых до технически сложных товаров
бытового назначения, товаров бытовой химии, мебели и автомобилей. Причем технически
сложные товары — это практически вся электронная бытовая техника.
Тут-то и возникает резонный вопрос: а кому и зачем, на самом
деле, может понадобиться публикация этой информации в открытом доступе?
Контролирующим органам? Но зачем: они по закону могут затребовать всю
необходимую информацию безо всякого Интернета, причем даже в большем объеме,
чем предлагает размещать в сети депутат Федоров.
Простым потребителям? Зачем: они, все равно поймут не
слишком много, поскольку будет отсутствовать целый ряд сведений, без которых
непосвященному человеку, не имеющему понятия обо всех расходах и доходах, не
составить правильной общей картины. А уверенности в том, что «торгаши дурят
простых людей» у наших обывателей и без этих сведений достаточно.
Лично я сразу смог представить себе лишь двух субъектов
современных российских экономических взаимоотношений, которым подобная поправка
упростила бы жизнь. Это – чиновники среднего звена и владельцы аффилированных
с ними фирм, стремящихся в те самые посредники, борьбой с которыми
камуфлируется необходимость принятия скандальной поправки. Именно они владеют
остальной необходимой информацией, и публикация указанных в поправке к
законопроекту сведений будет для них царским подарком. Именно они,
воспользовавшись услужливо раскрытой коммерческой тайной, сумеют с помощью
административного ресурса устранить конкурентов и занять их место.
Может быть, кто-то знает, кому еще будет полезна публикация
в Интернете сведений, составляющих коммерческую тайну, но я пока не могу
придумать, кому.
Говорят, что правительство уже готово эту поправку
отклонить. Хочется в это верить.
|