На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Бесперспективные ярмарки ::

 

6 марта, когда  мужская половина населения столицы творчески готовилось к поздравлению женской половины, Интернет-издание  Infox.ru сообщило печальную для многих москвичей новость:  столичное правительство признало собственный социальный проект — ярмарки выходного дня — бесперспективными. Поэтому они будут сокращаться на 20% в год, и через пять лет исчезнут вообще.

На самом деле, целью проекта объявлялась поддержка отечественных производителей и потребителей с низкими доходами в разгар кризиса: порядок их проведения был установлен в ноябре 2008 года.

Для участников ярмарок были введены довольно жесткие ограничения: участвовать в них могли только отечественные и белорусские производители. Участникам ярмарок было запрещено привлекать иностранных граждан в качестве продавцов на ярмарке, не разрешается торговать импортными товарами, алкоголем и пивом, табачной продукцией, парфюмерией и бытовой техникой. Все эти запреты, правда, в той или иной мере, нарушались постоянно.

Впрочем, нарушались и другие правила: торговые места на ярмарках должны предоставляться предпринимателям бесплатно, но участнику ярмарки выходного дня приходится платить минимум  тысячу рублей за место. Иногда цена за участие в ярмарке могла составить и 3 тысячи рублей – это непосредственные (районные) организаторы устанавливали плату за услуги по предоставлению туалетов, весов и т. д. Такие условия гнали с ярмарок производителей, чьи места занимали перекупщики.

Тем не менее, самим москвичам ярмарки нравились: кое-какие товары, несмотря ни на что,  стоили здесь дешевле, чем в ближайших магазинах.

В прошлом году в Москве насчитывалось около 180 ярмарок выходного дня, и каждую из них посещало более 10 тысяч человек.

Между тем известная организация малого бизнеса ОПОРА России месяц назад выступила с докладом «О критической ситуации в мелкорозничной и ярмарочной торговле в России и о путях решения проблемы». В этом документе говорится, что отсутствие тех же ярмарок наносит серьезнейший удар по отечественному сельскому хозяйству. Согласно официальным данным Министерства сельского хозяйства удельный вес только хозяйств населения (без учета продукции фермерских хозяйств и малых сельхозпредприятий) в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составил около 90% всего производства овощей и от 20 до 80 % производства мяса скота и птицы (подсчитывалось производство ряда окружающих Москву областей). Именно эти хозяйства должны были, при умелой и умной организации ярмарок, снабдить их товаром. Увы, по экспертным оценкам, личные хозяйства граждан России реализуют пока лишь от 10 до 20% производимой продукции. Результаты такого положения ОПОРА России предлагает увидеть, взглянув на заброшенные поля, которые могли бы быть обработаны.
При этом мобильная ярмарочная и мелкорозничная торговля – наименее развитый сегмент экономики России. А ведь она не требует никаких вложений со стороны государства, поскольку  может осуществляться вообще без какой-либо инфраструктуры, кроме недорого мобильного торгового объекта. Совершенно противоположная ситуация с этим сектором, например, в странах Европы, утверждают представители движения. Там существует огромный сегмент мобильной торговли – то есть ярмарочной торговли, торговли с автолавок, с лотков, в тентовых палатках, шатрах и прочих мобильных объектах. И никому в Европе не придет в голову ограничивать, запрещать, устанавливать какие-то дислокации, устраивать конкурсы, аукционы и прочие препоны мобильной торговле.
Тут-то и роняют они очень важное замечание: «Соответственно, это самый простой и верный путь сбыта в розницу для лица, не обладающего капиталом и административным ресурсом». Увы, но именно это обстоятельство губит столичные ярмарки. Чтобы встать в российском городе со своей тентовой палаткой и продать произведенные тобой несколько мешков картошки, нужно обладать огромным административным ресурсом. Просто так никто не позволит вам торговать. Место на рынке запредельно дорого, а перекупщики, естественно, возьмут товар за гроши.

Именно такое положение и закрепляет решение о бесперспективности ярмарок выходного дня. И расплачиваться за него будут, разумеется, простые москвичи из наиболее бедных слоев.

Вот так-то.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.