На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Переходная модель ::

«Муниципалитеты в принципе играют у нас роль «младшего брата» с маленькой кубышкой своих накоплений. А «старший брат» командует всеми процессами. Вот он дает команду муниципалитету: достойно встретить Новый год, 60-летие Победы, другие праздники. И «старший брат» «организует и направляет» деятельность «младшего». И в роли «старшего брата» выступает управа района».

С такого утверждения началась наша очередная беседа с Михаилом Вириным о местном самоуправлении в Москве.

-Но ведь эта система должна быть с 2006-го года отменена. Или я не прав?

- Нет, безусловно, это правильно. Но если не наделить муниципалитеты ни деньгами, ни собственностью, то они просто сменят название. Возможен, например, такой вариант длительного существования управ районов – это назвать их отделами префектуры по муниципальному образованию. Вот и все.

Они не будут называться управами, но деньги останутся у них. Сменится просто вывеска: будет не глава управы района, а начальник отдела.

- Хорошо. Но если все-таки передать средства муниципалитетам? Учитывая то, что там все сейчас работают на общественных началах.

- Это тоже проблема. Но, во-первых, все далеко не так.

- Ваш глава муниципального собрания ушел с должности главного врача больницы?

- Нет. Но в муниципалитете все работают на платной основе. Там освобожденные работники. Вот в муниципальном Собрании все работают на общественных началах.

- А какая разница между муниципальным Собранием и муниципалитетом? У нас, выходит, в районах три органа местной власти: муниципальное Собрание, сам муниципалитет, да еще и управа?

- Не еще управа – это отдельная ветвь власти. Это – как судебная власть, которая живет отдельно.

- Мне казалось, что муниципальное Собрание и муниципалитет должны быть чем-то единым  целым.

- В общем-то, это – единый организм, который и называется  муниципальным образованием. Он состоит из муниципального Собрания, где депутаты работают на общественных началах, и муниципалитета, где все работают на платной основе.

Но муниципалитет – это все-таки представительный орган: у него своя печать, свой счет. Ему  муниципальное Собрание утверждает бюджет, и он в рамках этого бюджета достаточно свободно себя чувствует: хочет – это купит, хочет – то купит. Хочет – поздравит ветеранов одеялами, а хочет – купит им плюшевых мишек. В этом плане он достаточно самостоятельный орган.

Здесь примерная аналогия – Госдума и правительство. Дума принимает законы, а правительство тратит деньги по своему усмотрению. Все очень похоже.

- Но тогда получается, что на самом нижнем уровне власти существует безумно громоздкая конструкция.

- Несомненно. Она просто парадоксальна на сегодняшний день. Я все время это повторяю: на одной и той же территории есть три руководителя - глава управы района, руководитель муниципалитета и председатель муниципального Собрания. Он же – председатель муниципального образования. Это – совершенно странная триада, которой явно не должно быть.

- Но, как я понимаю, из того, что сказано, это не просто существует, но будут приложены все усилия, чтобы так было и дальше. До скончания века.

- Конечно. Мы все прекрасно понимаем,  что исполнительная власть не захочет расставаться с огромными деньгами, которые через нее проходят и растворяются уж на уровне управы района. Там они уже окончательно материализуются в какой-нибудь асфальт, покраску, благоустройство и так далее.

Это – мощнейший денежный поток. И делиться этим потоком исполнительная власть, конечно не хочет. Поэтому сейчас она нехотя отдала какие-то крохи вместе со своими же государственными функциями.

У нас же 70% бюджета муниципального образования уходит на зарплату аппарата.

- Замечательно!

- Вот такая классная пропорция.

И только 30% денег идет на основные функции, включая и государственные. То есть, по сути дела, у нас, например, в Москворечье – Сабурове есть один – два реальных муниципальных проекта. Это, во-первых, муниципальная газета – явно не государственный проект. 

- При этом, насколько я помню, газету делает тот же человек, что и районные газеты всех близлежащих районов.

- Несомненно. Она в нашем районе благополучно выпускает две газеты.

- Одинаковые?

- Ну, мы, конечно, стараемся, чтобы у нас и макет другой был, и направленность иная. Я постоянно стремлюсь, чтобы это была живая газета. Чтобы она в корне отличалась от управской газеты.

Управская – такая обычная советская газетенка. И пусть она такой остается. Но в принципе это тоже нонсенс: в районе выходят какие-то две газеты. Причем жители этих подробностей не знают: народ живет в неведении. Люди думают, что муниципалитет существует при управе для чего-то. По каким-то вопросам надо идти в муниципалитет, а по каким-то – в управу. И кто станет разбираться, в чем там тонкости какие-то?

Человек пришел в управу, ему говорят: иди в муниципалитет. Слава Богу, это в соседнем здании. Пришел туда, ему говорят: нет, иди в управу. Вот он так и ходит. Но людям важно только одно – чтобы их вопрос решили.

А ситуация, конечно, парадоксальная у нас в Москве. И тянется это с 97-го года, когда вспомнили, прожив четыре года после принятия конституции, что у нас нет вообще никаких депутатов местных органов власти. И решили: что-то у нас с демократией не очень – народ никого не избирает, всего 35 депутатов на весь город.

- И бросили народу кусок демократии.

- Да. Решили: пусть будут советники, и пусть их избирает народ. Тогда это будет местное самоуправление.

Но в то время был хотя бы какой-то элемент логики: тогда это все было объединено. Тогда районная управа была объединена с районным Собранием. И глава управы был одновременно председателем районного собрания. Правда, не избранным народом, но избираемый советниками. На самом деле, он был тем самым губернатором, которого утверждает законодательное собрание. Именно такая модель была с 97-го до 2002-го года в Москве.

Но тогда была определенная логика. А сейчас – какая-то переходная, будем считать, модель. Хотя не совсем понятно, куда переходим. Вроде бы, выполняем требования Европейской хартии. Есть в Москве местное самоуправление? Есть. Вот смотрите: депутат ходит с корочкой, где написано «депутат муниципального собрания». Что еще надо?  А остальное – кого оно интересует?

 

Беседовал Владимир Володин

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.