На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Центр – регион – муниципалитет
Статья первая ::

 

Последней новацией во взаимоотношениях властей разного уровня стало предложение министра регионального развития Дмитрия Козака, обращенное к главам регионов. Глава федерального ведомства, предложил губернаторам некий договор об ответственности.

Центральному правительству надоело швырять деньги в бездонную бочку нерентабельных субъектов федерации. Трансферты, приходя на места, растворяются в малопонятных местных расходах, нередко не имеющих к действительным нуждам регионов никакого отношения. Более того, в последнее время пошла мода на поистине космические региональные проекты. Так многих поразило предложение губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина возродить проект строительства тоннельно-мостового перехода «Сахалин–материк». Напомню, что первый тоннель был спроектирован еще при жизни товарища Сталина, и, наверное, воплотился бы в жизнь, если не трагическая случайность: значительная часть документации при перевозке с острова на материк утонула во время шторма. Вскоре после этого умер вождь и учитель, его преемники начали освобождать заключенных из лагерей, убив этим выдающуюся идею. Рассчитанный на выполнение рабским трудом тысяч заключенных проект тоннеля умер сам собой.

И вот настало время гальванизации трупа: за 300–350 миллиардов рублей новые хозяева Дальнего Востока готовы воплотить его в жизнь. Эксперты уверяют, что аналогичные стройки за рубежом обходятся в несколько раз дешевле, но у проекта, тем не менее, может быть счастливая судьба. В условиях профицитного бюджета такие затратные гигантские проекты имеют неплохие шансы на реализацию.

Вот в таких условиях министр Козак и ставит вопрос ребром: будут у конкретных регионов хорошие показатели социально-экономического развития, федеральное правительство будет выделять им больше полномочий и ресурсов, зато начальственного внимания и проверок со стороны того же центра станет меньше. При плохих показателях все будет с точностью до наоборот.

При этом на региональный уровень могут быть переданы полномочия по управлению федеральным имуществом, технологическому надзору, санитарному надзору, защите прав потребителей. Уже в этом году республики, края и области должны получить часть прерогатив Роспотребнадзора, Росимущества и Ростехнадзора. Общая стоимость этих функций и полномочий оценивается в 25,7 миллиарда рублей. Еще 2 миллиарда регионам планируется выделить в виде грантов. Наконец, региональные власти должны получить под жилищное строительство изъятые у федеральных ведомств и предприятий указом президента страны Дмитрия Медведева бесхозные земли.

Правда, бесплатный сыр, как известно, водится лишь в одном месте. Поэтому сразу стало известно, что в случае ухудшения хозяйственных показателей, к региональным властям могут быть применены самые разнообразные меры воздействия. Некоторые из них (не учитывая даже возможность ходатайства перед президентом об отстранении утратившего доверие губернатора) демонстративно направлены конкретно против чиновников проштрафившегося региона. Так федеральный центр может запретить губернатору повышать зарплату чиновникам, тратить деньги на ремонт кабинетов или замену автопарка администрации.

Примерно так в итоге и будет построена система отношений между центром и регионами. Но есть и еще одно, наиболее многочисленное, а главное – наиболее близкое к российским гражданам звено управления – муниципальная власть. И то, как должны строиться отношения между ней и властью региональной, вызывает куда больше вопросов, чем отношения регионов с центром.

Но об этом в следующей статье.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.