На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Центр – регион – муниципалитет
Статья вторая ::

 

Итак, поговорив об отношениях центра и регионов, мы переходим к еще более сложному вопросу – отношениях регионов с муниципальной властью. Этой весной именно готовность к переходу на новые формы отношений между ними оказалась в центре внимания.

Вспомним, что федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был принят Госдумой еще в октябре 2003 года. Он предусматривал довольно долгий переходный период для повсеместного введения новых взаимоотношений между звеньями властной вертикали. Так в 46 субъектах РФ этот закон вступил в силу с 1 января 2006 года, а с 1 января 2009 года должен был быть введен в действие на всей территории страны.

Что это означает? Через полгода, к моменту его повсеместного введения, все государственное имущество должно быть перераспределено между регионами и муниципалитетами, а также между муниципальными районами и поселениями в соответствии с разделением полномочий. Поселения должны начать самостоятельно выполнять все свои функции (в том числе и те, которые сегодня разрешено передавать в районы). У районов же должна появиться возможность распоряжаться находящимся на их территориях имуществом, лесными и водными ресурсами, землей.
И вот в самом конце апреля Центр политической конъюнктуры представил первую часть мониторинга готовности регионов к муниципальной реформе. Исследование, проведенное по заказу Общественной палаты РФ, дало весьма печальные результаты: из 26 изученных регионов только десять смогут более или менее применить в срок закон о местном самоуправлении.

Мониторинг показал, что в стране постоянно разгораются конфликты между регионами и муниципалитетами, между муниципалитетами разных уровней, особенно в имущественных вопросах. Времени осталось совсем немного, но до сих пор не урегулированы межбюджетные отношения: поселениям не хватает собственных налогов на выполнение своих функций, да еще им переданы не обеспеченные финансами дополнительные полномочия. При этом , невозможно узнать, какое имущество есть в муниципалитетах, поскольку нет муниципальной статистики. Особняком стоит проблема катастрофической нехватки квалифицированных кадров в органах местного самоуправления. По оценкам экспертов речь идет о более чем 100 тысячах вакансий.
Более того, несмотря на принятие закона, федеральный центр до сих пор не может решить, нужно ли ему реформированное независимое местное самоуправление, или же властную вертикаль необходимо продлить до муниципального уровня.
Регионы в отсутствие четких указаний из Москвы проводят реформу каждый по-своему, учитывая конкретные пожелания конкретного губернатора. В итоге полномочия муниципалитетов ограничиваются. При этом федеральные ведомства не пресекают нарушения законов при реализации реформы местного самоуправления. Разумеется, местные чиновники, чьи интересы реформа затрагивает непосредственно, попросту ее саботируют.

К сожалению, надо констатировать, что Москва, наряду с Санкт-Петербургом, а также такими регионами, как Чечня, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, признана вообще не готовой к реформе.

Эксперты предупреждали: если к лету ситуация не поменяется, реформу можно будет сворачивать. Лето, между прочим, уже наступило, но «воз и ныне там».

Еще один печальный аспект проблемы: муниципальная власть за последние восемь лет, вместо того чтобы стать самой близкой к народу, оказалась чуть ли не самой закрытой. К тому же, утверждают эксперты, население начало относиться к представителям муниципальной власти, как к самым недееспособным и ненужным чиновникам. Добавьте к этому отсутствие у органов местного самоуправления денег: за что граждане должны уважать такую власть? Тем более, что противоречия в законодательстве позволили разрастись массе конфликтных ситуаций. Так, например, в Москве самый острый вопрос – вопрос о земле: только 78 товариществ собственников жилья смогли оформить землю под своими домами в собственность. И никакие муниципальные органы не в силах им помочь.

На дворе июнь: если в течение самого ближайшего времени ситуация с реформой местного управления не прояснится, на ней можно будет смело ставить крест.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.