На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Камо грядеше, местная власть
Часть первая ::

 

Две недели я ждал, пока появятся отклики на выступление спикера Совета Федерации Сергея Миронова по вопросам муниципальной реформы на радио «Эхо Москвы». Не дождался, хотя, может быть, где-то что-то проглядел. Видимо тема реформирования российских органов местного самоуправления интересует немногих. А жаль.

Еще одна странность сложившейся ситуации: Миронову приходится заниматься муниципальными проблемами как бы на общественных началах. Известно, что с таким заданием к нему обратился президент Медведев, но официальные полномочия, как я понял, определены не были. Может быть, поэтому никто на его инициативы пока так и не ответил.

А я вот попробую ответить.

За всю страну говорить не буду, но Москва к муниципальной реформе готовиться и не собиралась. Пользуясь особым статусом, наша столица уже второй десяток лет идет своим путем, не очень обращая внимания на всевозможные реформы. Думается, что спикеру Совета Федерации с его манерой решать проблемы с залихватским кавалерийским налетом муниципальную реформу в Москве не сдвинуть с места.

Но, с другой стороны, суть проблем местного самоуправления Сергей Миронов ухватил абсолютно правильно. Основная проблема местной власти в России ясна – это отсутствие денег, и Миронов с этим разобрался сразу.

Но есть и другая проблема, о которой пока не принято громко говорить: с продвижением муниципальной реформы начнет сразу образовываться огромная армия муниципальных чиновников. И сразу возникнет вопрос, что с ней делать. Конечно, можно сократить часть чиновников исполнительной власти, которые во многом подменяют собой местное самоуправление. Эти кадры можно в частности использовать. Так в Москве можно было бы перевести в муниципалитеты действительно работоспособных сотрудников районных управ. Но у нас обычно стараются чиновников не увольнять, тем более в больших количествах. А ведь достаточно посмотреть на сегодняшние функции муниципалитетов, чтобы стало ясно: увольнять придется, причем именно в больших количествах.

Посмотрим, чем занимается сегодня местное самоуправление в Москве. Мы увидим, что город просто-напросто передал ему часть своих социально государственных функций. И, по большому счету, мы практически не занимаемся муниципальными проблемами, их у нас очень мало. Бюджет муниципальных проблем мизерный. 80% муниципального бюджета – выполнение государственных функций: это – субвенции города как исполнительной власти на выполнение его же функций. Тут и работа комиссий по делам несовершеннолетних, спортивная и досуговая работа с населением. А на свои функции денег у нас почти нет. Их очень мало. И, увы, львиную долю этих средств поглощают зарплата и социальная поддержка штатных муниципальных работников.

Справедливости ради необходимо сказать, что финансирование муниципальной власти в Москве все же связано с местными условиями. Мы получаем часть того 13%-ного налога на доходы физических лиц, который платят жители, проживающие (вернее работающие) на нашей территории. И тем не менее, хотя за последние годы бюджет подрос в несколько раз, развернуться с такими финансами очень сложно. Если же убрать зарплату муниципальных чиновников и государственные субвенции, остается очень скромный кусочек – 10 – 15% всего нашего бюджета. Это и есть средства, идущие на выполнение чисто муниципальных функций.

А люди-то ждут от нас совсем другого. Они хотят, чтобы мы решали проблемы местной торговли, благоустройства территорий, дворов, в которых они живут, поддержания жилого фонда. Они не понимают, чем же занимается местная власть. А нам пока что нечего им ответить.

Что же делать? Об этом во второй части статьи.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.