На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Распутье без витязя ::

2008-м годом закончился переходный период муниципальной реформы, установленный Федеральным законом № 129-ФЗ от 12.10.2005 г. 2009-й – год ее обязательного претворения в жизнь начался решением Самарской областной думы об изменении сроков для депутатов и мэров – представителей местного самоуправления. Это, прямо скажем, не слишком соответствующее Конституции РФ и международным договорам, подписанным нашей страной, решение говорит о многом.

Увы, но надо признать: основные итоги переходного периода состоят в его абсолютно бесславном окончании. Из того, что необходимо было сделать в это время, не сделано почти ничего. Муниципальную власть с еще большей энергией пытаются встроить в вертикаль власти, к которой, согласно Конституции, она принадлежать не должна.

Зато до сих пор так и не было сделано никаких реальных попыток решить наиболее острые проблемы муниципальной реформы, к которым в первую очередь относятся вопросы финансовые. А ведь были на переходный период установлены достаточно интересные положения  которые могли бы стать  концептуальными для дальнейшей деятельности. Ведь предусматривалась возможность устанавливать муниципальным образованиям дополнительные нормативы в счет финансовой помощи не только от подоходного, но и от любых зачисляемых в региональный бюджет налогов по согласованию с органами МСУ. Речь шла также о праве региона заменять дополнительными нормативами не только подушевые дотации, но и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Целый ряд  регионов обкатывал эти идеи. На совете по местному самоуправлению при председателе Госдумы предлагалось продлить действие поправок за рамки переходного периода, предусмотрев возможность установления дополнительных нормативов на срок до трех лет и более. Но никаких решений по данному вопросу принято так и не было.

Более того, 27 января в Думу был внесен президентский законопроект, предусматривающий формирование института удаления глав муниципальных образований в отставку. Такая инициатива может принадлежать как группе депутатов представительного органа муниципального образования, так и высшему должностному лицу субъекта Федерации — губернатору. Если она по каким-то причинам провалилась, через месяц можно повторить все сначала.

Самарская история наглядно показывает,  что у региональных властей уже сейчас чешутся руки испробовать данный механизм на практике. И можно только догадываться, к чему приведут смены наиболее знакомых простым людям руководителей в разгар кризиса.

Так что, с одной стороны, могут оказаться развязаны руки у любителей покурить возле пороховой бочки. С другой стороны, понятно,  что муниципальная реформа на сегодняшний день не состоялась: распутье, может быть, и организовали, да витязя все нет. И неизвестно, приедет ли он в обозримом будущем.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.