На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Жертва кризиса ::

 

Неделю назад глава одного из районов Тверской губернии Олег Дубов написал в своем Живом журнале:

«Вместо помощи нас ждет внешнее управление.

Вот примерное распределение денег, выделенных на антикризисную программу: 300 миллиардов - на госгарантии системообразующим предприятиям, более триллиона рублей - поддержка финансовой системы, 460 миллиардов - социальная защита населения и 300 миллиардов - поддержка региональных бюджетов.

Но так же, как Москва помогает региональным бюджетам, региональные власти должны будут помочь муниципальным.

«В некоторых муниципалитетах придется ввести централизованное администрирование, финансовое администрирование, потому что многие муниципалитеты в середине года, возможно, не будут способны выполнять свои обязательства», - считает губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин.

Разумеется, мы не справимся со своими финансовыми обязательствами - причем все до единого дотационные районы. Причины очевидные:

2008 - индексация местных бюджетов 6,5% к 2007 (при инфляции 12%)

2009 - формально бюджет на уровне 2008, но только на бумаге. Резко уменьшена текущая дотация на сбалансированность местных бюджетов. Часть субсидий из областного бюджета обставлена заведомо невыполнимыми условиями. Резко ужесточены условия дотирования топлива для ЖКХ (и сокращены объемы) - скорее всего те 30% которые пришли в районы в феврале и станут окончательной суммой.

При этом - рост тарифов на электроэнергию в 1,5 раза. Рост МРОТ (платим с 01.01.09, и ни копейки еще не получили). Новая система оплаты труда, на которую средства регион заложил лишь частично.

Мы ждали федеральной помощи, о ней много говорилось. Но очевидно, что до районов (если говорить о текущем жизнеобеспечении, а не об областных программах) эта помощь не дойдет.

Вместо адекватного бюджета получим внешнее управление. Думаю, речь пойдет о двух десятках районов.

Вот и решение сразу всех проблем с оптимизацией, приватизацией МУПов и сити-менеджерами (даже независимо от местных уставов).

Когда формировался бюджет-2009 (особенно в первом варианте, до доработки), я думал что писал его идиот. Даже имел конкретные предположения по персоналиям. Ошибался, каюсь. Очень умный человек это придумал. Теперь, когда районы уже потеряли какие-либо шансы удержать социальную и финансовую ситуацию (а по итогам квартала это совершенно очевидно), выяснилось, зачем все это сделано».

Очень печальное признание, но есть в нем очень четкое понимание ситуации: настоящей жертвой кризиса может стать муниципальная власть. Органы местного самоуправления, едва сводившие в нормальных условиях концы с концами, оказываются обреченными перед лицом общей беды. И, к сожалению, никакой реальной (а в данном случае «реальная» - это финансовая) помощи они не получат.

Что еще можно добавить к словам Олега Дубова? Только то, что Тверская область – отнюдь не исключение. Оказавшимся в очень сложных условиях регионам, разумеется, легче ввести внешнее управление на местах, чем жертвовать своими кровными интересами, разделяя скудные финансы с местными органами власти.

Можно смело констатировать, что муниципальная реформа потерпит крах, едва начавшись, а по окончании кризиса все придется начинать с нуля. И будет это еще труднее, чем до сих пор.   

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.