На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Выстоим ::

 

Итак, я писал уже о том, что в Тверской области губернатор заговорил о возможном прямом управлении местными властями. Сейчас речь, правда, зашла о возможном введении внешнего управления в самих регионах. Но лично меня больше интересуют вопросы, связанные с местным самоуправлением. Может ли быть в Москве нечто такое, о чем говорил губернатор Зеленин?

Считаю, что нет: у нас, к счастью ситуация другая. Муниципальные бюджеты жестко привязаны к НДФЛ, налогу, взимаемому с жителей, прописанных на территориях данного района. Процент отчислений фиксируется городским законом, который принимает городская Дума, и обратной силы он не имеет. И те 0,57%, которые за нами закреплены, уже не отнять. Конечно, сумма НДФЛ зависит от «белой» зарплаты, полученной гражданами. Но, поскольку за бортом бушует инфляция, и зарплата у нас резко не падает. За первый квартал этого года поступления в районе примерно такие же, как и год назад. Так что общий приход нашего бюджета пока сохраняется.

С другой стороны, нельзя не сказать о другом, более важном сегодня для московских муниципалитетов источнике дохода. Дело в том, что значительная часть работников муниципалитета сидит не на деньгах, полученных от НДФЛ, а на субвенциях. Уже два года, как город отдал нам некоторые государственные функции, и сегодня мы даже больше выполняем их, чем своих, чисто муниципальных. А за счет этого у нас есть субвенции, которые тоже обрезать невозможно: они прямо привязаны к определенным функциям. И это тоже оговорено законом. Если обрезать субвенции, нужно забирать и функции. Например, сейчас в нашем ведении находятся комиссии по делам несовершеннолетних, опеке и попечительству, например. Значит, с сокращением субвенций их надо от нас забрать. Но город отдавал эти комиссии для удобства работы, отыгрывать все назад ему невыгодно самому. Так что это – статьи, которые не будут, видимо, урезаться.

А из этого следует, что наш бюджет, на треть состоящий из поступлений от НДФЛ, а на две трети – из субвенций за исполнение государственных функций, таким и остается. И выгодно это всем заинтересованным сторонам.

Поэтому мне кажется, что этот год для московской муниципальной власти, скорее всего, окажется не критичным. Конечно, мы уже сократили ряд расходов, поскольку услуги, которые муниципалитет должен заказывать на стороне, дорожают, а приход средств не растет, как было запланировано до кризиса. Тем не менее, нам удалось ужаться не слишком сильно.

Однако сейчас уже город явно хочет использовать имеющийся так называемый переходящий остаток. Он, конечно, невелик, но нам самим бы пригодился. Правда, пока законодательство стоит на нашей стороне: у нас нельзя просто взять и отнять. Это – нарушение бюджетного кодекса. Отдали деньги, и они для государства уже потеряны.

И, разумеется, всем этим мы резко отличаемся от муниципалитетов в провинции. У них другие статьи доходов, и они страдают сильнее нас. К тому же и НДФЛ в сегодняшней ситуации спасет не всех: увольнения на каком-либо градообразующем предприятии могут нанести муниципальной власти страшный удар. Это в столице таких предприятий нет.

А вообще можно честно сказать: муниципальная система столицы оказалась устроена разумнее, чем в других регионах, и в связи с этим устойчивее.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.