На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Михаил Вирин:
Государству образование ни к чему ::

 

В этом году новации Министерства образование изливаются на нас, как из рога изобилия. Чего стоит одно только введение обязательного Единого государственного экзамена по истории, фактически убившее преподавание этого предмета. Еще одно новшество:  государственные вузы должно сократить прием абитуриентов  на 10,2%, особенно на такие отделения, как гуманитарные, социальные, образование и педагогика, культура и искусство, экономика и управление. Теперь, оказывается, это – непрофильные специальности.

В качестве обоснования говорится, что обучающихся из средств госбюджета сейчас на 10 000 человек сегодня 209 при законодательной норме – 170.

С просьбой прокомментировать некоторые из происходящих в отечественном образовании перемен мы обратились к доценту МИФИ Михаилу Вирину.

- Михаил Михайлович, кроме того, что уже названо, есть и другие образовательные новации, особенно касающиеся средних школ. Министр Фурсенко время от времени произносит речи, в которых проскальзывают такие, например, вещи: в российских школах сейчас учителей в полтора раза больше, чем необходимо. Именно в этом видит министр резерв для финансирования школ и повышения зарплаты учителей.

И, хотя нас уверяют, что речь в основном идет о сельских школах, лично я думаю: раз это резерв, и резервы у нас неисчерпаемы, а школы и вузы для государства затратны – не кончится ли все тем, что нам совсем не будут нужны ни студенты, ни учителя? Так, немножко, чтобы было. Но не больше. 

- Совершенно ясно, что в социальной сфере государство стремится расстаться с последними своими обязательствами. Такая политика проводится уже не первый день, и ничего удивительного в этом нет. Тем более, что, скажем, не так давно тот же самый Фурсенко обещал поднять зарплату российским ученым до совершенно небывалых высот. Порядка тысячи долларов.

- Я это прекрасно помню.

- Так вот я думаю, что сокращение учителей позволит высвободить деньги, которые можно будет направить на зарплаты ученым. Так что какая-то экономическая основа в этих заявлениях просматривается: как говориться, в одном месте убудет, в другом прибудет.

- Ну, мы же не возьмем деньги из стабилизационного фонда на каких-то ученых и тем более учителей.

- Да. Вообще, судя по заявлениям некоторых правительственных чиновников, их надо все за границу вывести. Отдать тем, кто их напечатал. Политика тут тоже совершенно ясная: все туда, все за бугор.

Что же касается средних школ, то я  слышал, что существуют планы полностью переложить их на плечи родителей.

- На это очень похоже.

- Как рассказывали мне люди, в чью осведомленность я верю, план реформы средней школы прост: оставить минимальный набор учителей, который полагается на данное количество учеников, и государство возьмет на себя их зарплату. Только этого минимального количества учителей. А все остальное: все дополнительные по отношению к этому минимуму предметы (и соответственно  учителя, которые будут их преподавать), все содержание зданий, все коммунальные платежи и все прочее – это ляжет на плечи родителей.

И образование в данной ситуации окажется, вроде бы, государственным, но уже во многом и частным: за счет средств родителей или за счет того, что добудут попечительские советы, за создание которых так ратуют чиновники от образования. Так выглядит этот план.

Я совершенно точно знаю, что с этого года будут страдать школы, в которых недокомплект учеников.

- Это я тоже знаю.

- Исключение будет сделано только новым школам, которые сейчас открылись и физически не могли набрать полный комплект учащихся.

- Вы знаете, я бы вспомнил еще и о том, что сейчас открыто говорят на самом высшем образовательном уровне о закрытии многих сельских школ, где недокомплект учащихся был всегда. И сейчас речь идет, что слишком много школ, где учится чуть ли не десять человек.

- Конечно таких школ много: население-то в деревнях уменьшается постоянно. Тенденции абсолютно понятные. И будет в итоге там, как до революции, когда один учитель преподавал все предметы. Это – в лучшем случае.

Но вспомним: в советское время тоже пытались укрупнять сельские школы.

- Да.

- И тогда старались, чтобы ученик могли как-то до школы добираться.

- Но их же для этого надо возить. И возить подчас на десятки километров. А у нас в провинции местные автобусные маршруты с удовольствием передаются в частные руки. Какой частник пустит автобус рано утром ради десятка – другого школьников?

- Да, так и есть. Но, если говорить об автобусах, то в советское время местные власти получали на это средства, а сейчас ничего нет.

При этом сколько еще можно вливать денег в сельское хозяйство? Мне, например, не понятно, в чем будет заключаться аграрный национальный проект, который объявлен и отдан под кураторство Дмитрия Медведева. Есть там строка образование. Но все такие проекты до сих пор оканчивались только разворовыванием денег, и никакой гарантии, что это не повториться на этот раз, нет.

А платит за все будут учителя и другие работники бюджетной сферы. Так что не надо удивляться нашим новациям в сфере образования: на любой самой безумной и бездарной идее кто-то зарабатывает деньги.

- А что будет завтра со страной, где образование которой уничтожается ударными темпами?

- А вот об этом никто из чиновников не думает. Им это не нужно.

 

Беседовал Владимир Володин

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.