Неладно что-то у нас с образованием. Не скажу, что раньше было все прекрасно, но сейчас, судя по всему, российская система образования просто рушится на глазах. Даже министр Фурсенко, столько лет стоявший у руля этого несущегося без руля и ветрил корабля и постоянно уверявший, что все у нас хорошо, прямо, как в песне: «корабль большой, наш курс незыблем, нам все до фени», вдруг изменил свою точку зрения. Выступая на прошлой неделе в Думе, он вдруг раскритиковал качество подготовки в российских школах и вузах. Мы даже узнали, что неудовлетворительные итоги последней сдачи выпускниками школ единого госэкзамена свидетельствуют о неэффективности прежней системы среднего образования: «25% выпускников школ, как показала сдача ими ЕГЭ, не знают русского языка, не знают математики». Сразу возникает каверзный вопрос: а кто это довел наше среднее образование до такого состояния? Но именно этот вопрос министра не заинтересовал. Вместо этого он пообещал, что к 2012 году все изменится и уровень образования в РФ чудесным образом достигнет европейских показателей. И вот тут-то мнения министра и простых граждан России в корне не совпадают. Возьмем несколько моментов. Андрей Фурсенко считает, что в отечественных школах слишком много учителей. Министр даже называет конкретную цифру: в наших школах работает в полтора раза больше педагогов, чем нужно. Народ, особенно имеющий отношение к образованию, никак не может понять, с какого потолка взята эта цифра: учителей в школах не хватает. Причем практически по всем предметам, а не только по иностранным языкам. При этом по статистике 70% выпускников педвузов не идут работать по специальности. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее. Однако министр и на проблему отсутствия в школе молодых педагогов имеет свою, оригинальную точку зрения: «Молодежь не идет работать не только из-за низкой зарплаты, – уверяет он, – но и из-за того, что все места заняты». Старые учителя, оказывается, виноваты – не умирают вовремя, а работают до глубокой старости, поскольку на пенсию не проживешь. При этом в чем-то господина Фурсенко можно понять: ежегодно министерство образования ликвидирует 700 малокомплектных школ, в основном сельских. По министерским бумагам каждый раз должны высвобождаться учителя. Где же они? Но высвобождаются те же самые педагоги преклонного возраста, которым нет никакого резона бросать дома и хозяйство и перебираться в другую деревню. Что касается жилья в одном селе, а работы в другом, то министерские работники, судя по всему, не имеют ни малейшего представления о работе транспорта хотя бы в ближайших к Москве областях. И если дети (да и то не все) мучаясь и проклиная всех столичных и местных чиновников, еще кое-как добираются до новой школы, то для учителей-пенсионеров 5 – 7 километров пути могут оказаться непреодолимой преградой. К тому же при аппетитах наших транспортных компаний на проезд может уйти значительная часть не слишком большого учительского заработка. Вот вам и дефицит кадров. Но это – лишь одна из проблем. О других мы еще поговорим.
|