На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Что посеешь…
Кризис образования в России
Часть третья ::

Разумеется, как говорит пословица, «своя рубашка ближе к телу». Поэтому лично меня более всего интересует сегодняшнее состояние высшего образования. И здесь я, к сожалению, готов согласиться с целым рядом работников высшей школы и экспертов в этой области, утверждающих: наша система высшего образования находится в глубочайшем кризисе.

Я целиком и полностью согласен с ректором ГУ ВШЭ  Ярославом Кузьминовым, когда он утверждает, что у нас в стране «сложился большой сектор псевдообразования, где достигнуто «плохое равновесие»: студенты минимизируют свои денежные и трудовые вклады, преподаватели не ведут исследований, читают по чужим учебникам и сквозь пальцы смотрят на перформанс студентов. Обе стороны чисто формально исполняют свои обязанности». Хотя, честно говоря, мне трудно говорить о том, что подобное

Псевдообразование составляет от 20% до 30% от всех вузов, а масштабы «плохого» образования (отсутствие инновационной составляющей, недостаточное освоение базовых компетенций) — от 50% до 75% существующей отечественной высшей школы.

Однако, когда Кузьминов заводит речь о «прикладном бакалавриате», о котором я писал в предыдущей части этой статьи, я понимаю, что от правильной постановки диагноза до правильного лечения болезни, как говорил известный литературный персонаж, «дистанция огромного размера».

Бакалавр-недоучка (а как иначе назовешь этого человека, которому до «полного», «академического» бакалавра, по мнению самого Кузьминова, нужно учиться еще два года после окончания техникума) более всего напоминает мне Магнуса Редькина из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» с его многовековыми потугами создать штаны-невидимки.

В результате же предлагаемых сейчас министерством образования и науки радикальных вузовских реформ мы просто можем обрушить всю сложившуюся систему.

Да, за постсоветские годы число российских вузов волшебным образом увеличилось более чем вдвое, а количество студентов выросло в 2,5 раза. Да, в  результате проверки вузов и их филиалов серьезные нарушения выявились в каждом втором случае. Да, многие негосударственные вузы, как и  филиалы вузов государственных зачастую раздают студенческие билеты всем подряд – лишь бы деньги за обучение платили. По этой же причине из подобных вузов практически никого стараются не отчислять, разве что за неуплату.

Но столь решительное стремление уменьшить количество вузов в разы кажется мне не менее сомнительным, чем существовавшая совсем недавно вольница, позволявшая кому угодно создавать что угодно и называть это вузом.

Любые драконовские меры дают у нас один и тот же результат: все сомнительные учебные заведения в той или иной ипостаси сохранятся.  Суммы взяток при сдаче вступительных экзаменов увеличатся во столько же раз, во сколько уменьшится число вузов. А значительная часть студентов «зачищенных» (боюсь, что отнюдь не самых плохих) вузов окажется на улице. Те же, кому дадут возможность получить диплом своего практически закрытого института, окажутся без нормальной работы: ясно, что списки с перечнем не подтвердивших свой статус учебных заведений сразу же попадут в руки работодателей.

Хорошо, - скажет читатель, - но вы-то что предлагаете сделать? Свои предложения я изложу в последней части статьи.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.