На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Эксперимент над нашими детьми
Часть вторая ::

Итак, в чем же новации нового порядка начисления зарплаты учителям? Опять же предупреждаю: речь идет о Москве – здесь больше открытой информации.

Во-первых, система запутана до предела и содержит очень много противоречий. все существовавшие ранее  надбавки, прозванные в народе «лужковскими» публично объявлены недействительными. При этом они официально не отменяются, и столичные учителя получают-таки большую зарплату, чем провинциальные. С другой стороны (и это наиболее важно) вводится коллегиальное управление распределением примерно трети средств, направляемых на заработную плату учителей. При этом всю власть в финансовых вопросах имеет право взять на себя директор школы. Извините за грубость, но это уже бардак.

Как уверяют всех представители Департамента образования, зарплаты учителей ни в коем случае не должны снизиться. Наоборот, за счет дополнительного государственного финансирования они должны вырасти. Но этого быть не может: с этого учебного года количество часов практически по всем предметам сокращено, а зарплата учителя напрямую зависит именно от количества часов. Так что речь при их уменьшении может идти либо о понижении зарплат из-за сокращения ставок, либо о сокращении количества учителей.

Но это – не «пилотный проект», это – печальная объективная реальность.  «Пилотный проект» вносит в ситуацию свои пикантные подробности. Испокон веков учитель давал уроки, получая за них четко определенную заработную плату. Была ли это тарифная сетка, зависящая в основном от педагогического стажа, как при советской власти», или сетка ельцинских разрядов, значения не имело. Провел 18 уроков в неделю – тебе положено столько-то за полную ставку. Плюс классное руководство, плюс дополнительные занятия, проверка тетрадей и кое-что еще. Ставку тебе рассчитывали в бухгалтерии на основе всем известных нормативных документов. И вот – реформа.

Вся зарплатная ведомость школы будет теперь состоять из двух частей: базовой и стимулирующей. Как объясняют директора школ, работающих в пилотном проекте, соотношение - примерно 70% на основную часть и до 30% - на стимулирующую. Причем в базовую часть входят зарплаты не только учителей, но и всего остального персонала школы, кроме директора. Опять же вся сумма делится на 70% и 30% соответственно. В результате, если верить подсчетам журналистов «Московского Комсомольца», за одного ученика учитель получит 10 рублей. Как объяснили мне знакомые учителя, базовая ставка, безусловно, ниже, чем была раньше ставка учителя, хотя и не на много. Однако, если свести воедино новую базовую ставку и сокращение количества часов, разница в учительских зарплатах до нововведений и после окажется заметной.

А теперь об оставшихся 30%. О стимулирующей части зарплаты. Ее должны распределять специально созданные управляющие советы (хотя директора школ, как уже было написано, имеют возможность взять дело в свои руки).

Нет, я понимаю, что министр образования Фурсенко в средней школе не работал ни одного дня, а потому не представляет себе, что такое нормальный учительский коллектив нормальной российской (и не только российской) школы. Публичное выяснение педагогами, кто, за что и почему должен получить вожделенную надбавку, – до такого сюжета надо было додуматься. Такие вещи можно смело снимать и показывать по телевидению вместо скандального сериала «Школа» - еще покруче будет.

Однако возможность взорвать педагогические коллективы, о чем писала уже процитированная мной в первой части родительница, экспериментаторов не беспокоит. Их вообще не беспокоит, что случится с нашим средним образованием. Только так можно понять вводимые критерии оценки работы (и, соответственно, размера  каждой конкретной зарплаты) учителей. Школу решено убить.

Но об этом – в следующей части.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.