На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Эксперимент над нашими детьми
Часть третья ::

Завершая тему последнего школьного эксперимента – эксперимента с учительскими зарплатами, я хотел бы обратить внимание на весьма существенную деталь, ставшую доступной широкой публике, - параметры, по которым должно осуществляться «стимулирование.   Среди критериев в положение о стимулирующей части могут быть вписаны следующие: сохранность групп высокого уровня обучаемости, количество отличников и хорошистов, количество учащихся, у которых была ликвидирована единственная «тройка» в результате общения с учителем. В общем виде это скромно называется «качество обучения».

Кому-то это покажется смешным, но понятие «качества обучения» как одного из критериев работы школы было распространено в Советском Союзе в эпоху застоя. Один из моих давних друзей, услышав о новых критериях стимулирования педагогов, сразу начал рассказывать байки из своей давней учительской жизни.

В середине далеких уже 70-х годов прошлого века он, закончив пединститут, пришел учителем в одну из московских школ и в конце первой же четверти столкнулся с понятием «качество обучения». Бралось общее количество учеников в классе, количество учеников, окончивших четверть на «четыре» и «пять», исчислялся процент, который они составляют. Это и был процент  «качества обучения», на который составлялась специальная табличка для РОНО.

Самой страшной недоработкой классного руководителя становилось появление учеников с одной «тройкой», той самой, которая должна быть «ликвидирована в результате общения с учителем».  С большим юмором повествовал он о том, как учитель физкультуры упорно ставил ту самую единственную «тройку» страдающей ожирением девочке, которая не может выполнить ни один норматив. При этом он не был извергом и объяснял моему приятелю – классному руководителю, который должен был обеспечивать «качество обучения»: пусть она не перепрыгнет через козла, пусть хотя бы самостоятельно на него влезет. Но девочка не в силах была сделать даже это.

А на директора школы наседал сотрудник РОНо, за это самое «качество» отвечавший. Ситуация была трагикомическая, даже притом, что ничьи

зарплаты от этого процента не зависели. А сейчас будут зависеть.

Как вы думаете, уважаемые читатели: справятся наши педагоги с единственными «тройками» (и не единственными тоже), если от этого будут зависеть их зарплаты?

Судя по всему, люди, придумавшие все это, тоже не строят никаких иллюзий. Поэтому речь идет о том, что истинным мерилом « качества обучения» станут результаты ГИА и ЕГЭ. Ох, какие тогда будут результаты и ГИА, и ЕГЭ! Если сегодня они вызывают большие сомнения в отдельно взятых регионах, то с введением подобной практики те же Москва, Питер или Нижний Новгород перекроют результаты кавказских республик, как бык овцу – дело ведь пойдет об оценке работы не только конкретных школ, но и о показателях районов, городов и регионов.

А теперь, пропустив такие вещи, как оплата внеклассной работы учителей и тому подобное, обратимся к очень печальному, но очень симптоматичному случаю. В московском СИЗО-3 внезапно умер Андрей Кудояров, директор школы №1308. Арестован он был за взятку. Очень странную взятку, которую получить с родителя принятого в первый класс ученика должен был бригадир строителей, ремонтировавших школьный туалет.

Проще говоря, директора Кудоярова вольно или невольно уморили в тюрьме за то, что, не надеясь на государство, он улучшал условия работы школы за счет родителей.

И тут-то мы сталкиваемся с очередным парадоксом нашей системы образования: школу не только держат на голодном пайке, не только проводят странные эксперименты с зарплатами учителей, но администрации школы не дают заработать деньги на улучшение образовательного процесса. Как так – в руках тех же школьных директоров окажутся средства, не прошедшие через руки чиновников!

Российская школа со времен Петра Великого, когда были заложены ее основы, переживала самые разные времена. Она всегда находилась под огнем критики: вспомним повести Льва Кассиля, Самуила Маршака и Александры Бруштейн о дореволюционной гимназии. Можно вспомнить и очень многое, написанное о школе советской. Чем серьезнее были эти статьи и книги, тем они оказывались критичнее. Но никогда наша школа не переживала столь позорных времен, чем сейчас.

Да, слава Богу, в наших школах до сих пор еще сохранились педагоги-подвижники, сеющие «разумное, доброе, вечное», несмотря ни на какие трудности. Сейчас их хотят в очередной раз унизить и ограбить.

И нет надежды на лучшее. Только детей наших очень жалко.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.