На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Эрмитаж навынос ::

Кража художественных сокровищ из коллекции Эрмитажа стала сенсацией номер один этого лета в России. Радио и телевидение взахлеб рассказывали о сотнях украденных вещей. Нам показывали честных антикваров,сдающих законно приобретенные ценности, директора Эрмитажа Пиотровского и его начальника Швыдкова, говорящих не самые умные речи, и множество разнообразных комментаторов, несущих совсем уже откровенную чушь. Один из таких комментаторов потребовал, например, от Михаила Пиотровского немедленно повеситься на своем знаменитом кашне.

Много рассуждали том, что ворами оказались одна их эрмитажных хранительниц и члены ее семьи. А почему бы нет?

В интернете на одном из популярнейших информационных сайтов появилась фотография Ларисы Завадской - хранителя Эрмитажа, участвовавшего в хищении экспонатов. Обычная женщина средних лет, ничем не выделяющаяся из толпы. Знаменитый доктор Ламброзо прошел бы мимо нее и не оглянулся, не найдя на этом лице никакой предрасположенности к преступной деятельности. Но именно она воровала экспонаты эрмитажной коллекции, именно она скоропостижно скончалась осенью 2005 года в самом начале ревизии коллекции музея. Видимо, действительно, к преступной деятельности расположена не была, и не выдержала подступившей опасности разоблачения.

О том, что крали люди, с преступным миром не связанные, говорит и тот факт, что краденые ценности они сдавали в ломбард под своими именами. И получали за них гроши в сравнении с реальной стоимостью похищенных сокровищ. Впрочем, поскольку специалистом-музейщиком Завадская была, может быть, она знала, что предметы, выносимые при ее участии из Эрмитажа, не так уж были ценны.

После кражи в прессе появились любопытнейшие статьи, авторы которых утверждают, что в российских музеях, в том числе и в Эрмитаже, хранится слишком большое количество предметов, имеющих лишь антикварную ценность. Более того, в хранилищах Эрмитажа есть и изделия подпольных советских ювелиров. В свое время эксперты Эрмитажа (да и Оружейной палаты тоже) не смогли выявить ювелирные подделки (впрочем поддельными были только клейма, остальное – подлинные шедевры подпольных ленинградских мастеров), созданные артелью Михаила Монастырского. Их взяли на государственное хранение как подлинные произведения дореволюционного ювелирного искусства. Когда же выдающихся советских подпольных ювелиров судили, они признались, что «произведения Фаберже» - результат их творчества. В итоге их работы были переданы в фонды Эрмитажа для вечного хранения как пример выдающейся подделки.

Как можно требовать от человека, работающего за гроши среди всего этого, не столько художественного, сколько антикварного изобилия, чтобы он оставался кристально честен? Странно не то, что Завадская украла, а то, что остальные удержались. Замечательные люди работают в Эрмитаже, как, впрочем, и во всех других российских музеях.

Я уже писал о бедственном положении работников российской бюджетной сферы. Кража эрмитажных ценностей – проявление именно этой беды.

Между прочим, как уверяют информированные источники, еще восемь лет назад в России должна была появиться электронная база данных музейного фонда. Более того, на эти цели уже выделяли 60 миллионов рублей. Деньги растворились в чиновничьих карманах, базу, разумеется, так и не создали. Теперь чиновники под шум, поднятый вокруг «кражи века», не прочь освоить еще не один десяток миллионов. Самим музейным работникам от столь пышных пирогов не достается даже крошек.

Экспонаты воруют в музеях всего мира, даже в тех, где зарплата музейного работника позволяет жить безбедно. Там же, где на зарплату не проживешь, воровать просто должны – это слишком естественно. И надо не торжествовать по поводу очередной иконки, подброшенной в мусорный бак у Дворцовой площади, а решать проблему музеев и их работников. Иначе могут растащить все, и будут по-своему правы.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.