С началом осени нас начинают развлекать творцы
статистических исследований и отчетов. Любители посчитать то, что лежит в наших
карманах, отыскались на этот раз в Италии, на исторической родине
замечательного деревянного человечка, известного практически каждому россиянину
еще с детства.
Известная итальянская газета «La Repubblica», памятная
старшим поколениям по давнему пасквилю о поездке Ельцина в США, опубликовала
результаты исследования некоей Клаудии Д'Арпицио, партнера компании «Bain &
Co». По этим данным Москва – город миллионеров, а те, кто не миллионер, - явно
миллиардеры. Так объем московского рынка товаров класса люкс, по подсчетам
Д'Арпицио, составляет 1,8 миллиарда евро. Это в шесть раз больше, чем в
идущем на втором месте в России Петербурге (300 млн евро). С 2000 по 2005 г. московский рынок роскоши вырос на 25%, а к 2008 г. предвидится рост еще на 20%. А ведь наши люди с удовольствием покупают эту самую роскошь еще и за рубежом. Объем
покупок русских туристов в магазинах «Dolce & Gabbana» в 2005 г. в Италии вырос на 37%, в Испании — на 71%, в Париже — на 25%.
Есть и еще интересные цифры: по подсчетам Д'Арпицио, в
Москве к среднему классу можно отнести около 1,16 млн человек при общем
населении 11 млн. Здесь проживают 33 евромиллиардера, тогда как в
Нью-Йорке их всего 31.
Мнение итальянцев о богатстве столичных жителей поддерживает
и Мосгорстат. В России в целом наблюдается сегодня потребительский бум, а в
Москве он заметен особенно. Например, в области празднования всего, что только
можно отпраздновать. По оценкам экспертов, общероссийский рынок услуг по
устройству праздников растет ежегодно на 30-40% и в этом году превысит
600 миллионов долларов. Основная часть из этого оборота приходится именно
на Москву. Объем московского ресторанного рынка в 2005 г. оценивался в 2-2,5 миллиарда долларов. Новых ресторанов за год открылось более 300,
рынок вырос на 15-20%.
А вот и просто сногсшибательные выкладки: по данным
Мосгорстата, в первом полугодии 2006 г. среднемесячный денежный доход в расчете на душу населения составил 27 489 рублей, то есть чуть больше
тысячи долларов. В связи с этим так и хочется порадоваться за московских
учителей, музейных работников, а особенно – за пенсионеров и инвалидов: им,
оказывается, так хорошо живется. Надо отметить, что тот же показатель для всей
России, по данным Росстата, составил в июле всего 9868,7 рублей.
Ну, как тут не понять, за что москвичей не любят в других
российских городах.
Однако же на этом гримасы статистики не завершаются:
согласно выкладкам московского правительства 61,2% (16 768 рублей) расходов
жителей столицы приходится на покупку товаров и услуг. При этом, как известно
из целого ряда социологических опросов, значительная часть москвичей, на самом
деле, тратит все свои деньги именно на покупку продовольствия, товаров первой
необходимости и оплату тех услуг, обойтись без которых невозможно. Между
прочим, обязательные платежи и взносы, куда, безусловно, входит квартплата,
выделены Мосгорстатом в отдельный пункт. На это у среднего москвича уходит еще
11% доходов (3 023 рубля 79 копеек). Так что же: или москвичи, простите за
грубость, жрут в два горла, или Мосгорстат, мягко говоря, лукавит. Кто
конкретно тратит на покупки и услуги те самые 61% среднего дохода? Кто
ежемесячно покупает еще на 18,8% от него (5 168 рублей) валюту? У кого
обязательные платежи составляют всего три с небольшим тысячи рублей?
А эксперты, анализирующие эти цифры, ничтоже сумняшись,
заявляют: москвичи богаче всех, так как экономика города перегрета нефтяными
деньгами. У кого, господа дорогие, оседают эти нефтяные деньги? Как считаются
доходы жителей столицы?
Очень давно, еще в советские времена, бытовал анекдот о
котлетах из рябчика, существовавших тогда лишь в воображении простого
советского человека. Анекдот следующий: посетитель кафе видит в меню строчку –
«котлеты из рябчика». Он подзывает официанта и спрашивает: «Ваши котлеты,
правда, из рябчика?». – «Честно говоря, мы добавляем в них конину», - отвечает
официант. – «А в какой пропорции?». – «Один к одному: один рябчик – одна
лошадь».
Статистические выкладки о благосостоянии москвичей
напоминают эти котлеты: один олигарх уравновешивает несколько сотен нищих. В
итоге все оказываются представителями среднего класса. А потом на этих данных
строится социальная политика властей. К чему спрашивать: что же она такая
убогая.
|