На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Плата за проезд ::

Уважаемые москвичи и гости столицы! Надеюсь, все вы уже ощутили осенний рост цен на бензин? Во всяком случае, те граждане, что пользуются услугами маршрутных такси (или, по-модному, - автолайнов) с этим уж точно столкнулись. Проезд в большинстве столичных маршрутных такси подорожал на 3 – 5, а то и 10 рублей. Теперь путешествие в дребезжащей всеми своими винтами и готовой в любую минуту, если не развалиться, так попасть в ДТП, «Газели» обойдется не менее 15-ти рублей. И это – только на тех коротеньких маршрутах, где раньше вы платили всего 12, экономя рубль, по сравнению с поездкой на городском автобусе. Если маршрут чуть более далекий, приготовьте от 20-ти до 30-ти рублей.

Но и это не все: в самом начале сентября представители столичной мэрии признались, что с нового года подорожает и городской наземный транспорт. Действительно, почему частным маршруткам можно повышать цену на проезд, а государственному «Мосгортрансу» нельзя? Сейчас цена разового билета на автобус, троллейбус или трамвай составляет 13 рублей в специализированном киоске и 15 рублей у водителя. Ну, как не подтянуть ее к стоимости билета на автолайн? Тем более, что у водителя маршрутки вы билета не выпросите (если «Газель» попадет в очередное ДТП, и вы в нем пострадаете, то без билетика ваши претензии к фирме, владеющей этим маршрутом, не будут приняты, вот вам и не выдают билет на руки), а в государственном транспорте проездной документ у вас всегда должен быть.

Разумеется, столичные чиновники объясняют повышение цен на проезд ростом цен на бензин и электроэнергию. Тем более, что цена билета в Москве ниже цены разового проезда на автобусе в Париже (1,4 евро), Лондоне (1,5 фунта) и Праге (около 70 евроцентов). Это притом, что Москва считается чуть ли не самым дорогим городом в мире.

Но есть куда менее упоминаемый руководителями столичного транспорта показатель: рост тарифов значительно опережает темпы инфляции. Более того, по данным весеннего опроса, проведенного центром Юрия Левады, наши граждане выражают крайнее недовольство ростом тарифов на транспорт. Его выразили 72% респондентов, и большее недовольство (81%) вызывает лишь увеличение цен на продукты и товары первой необходимости.

А в это время речь идет о том, что количество пассажиров в столичном городском транспорте вполне может увеличиться. По данным ВЦИОМ, 18% опрошенных автовладельцев намерены пересесть на общественный транспорт, если цена на бензин превысит 20 рублей за литр, еще 19% — когда она достигнет 30 рублей. И хотя целый ряд экспертов топливного рынка утверждает: рост цен на бензин должен в самое ближайшее время закончиться, такую возможность не стоит сбрасывать со счетов.

И что тогда делать? Автобусы и так идут с немалыми интервалами. Трамвайные пробки – повседневна реальность: лихие автолюбители почему-то очень любят таранить друг друга именно на трамвайных путях. Троллейбусов просто мало. Увеличение числа маршрутных такси совсем не панацея: уже сегодня за рулем автолайнов сидят люди, плохо знающие, что такое правила дорожного движения. Появление новых маршруток и набор новых кое-как обученных шоферов приведут лишь к увеличению количества аварий на московских магистралях.

Абсолютно ясно, что полностью избежать повышения стоимости проезда при росте цен на энергоносители и необходимости закупать новые машины невозможно. Но можно сделать многое другое: билеты и тарифы должны быть более удобными. В большинстве европейских столиц действует, например, гибкая тарифная политика: пассажиры выигрывают, покупая билеты не на определенное число поездок, а на удобный им период времени. Например, в Праге действуют проездные билеты на один, три, семь и 15 дней, причем их обладатель может свободно пересаживаться с наземного транспорта на метро. В столицах Западной Европы действует не одна, а несколько компаний, эксплуатирующих общественный транспорт. Обладатель маршрута определяется в ходе конкурса, и конкуренция заставляет снижать цены на проезд. У нас же попробуйте найти владельцев автолайновых маршрутов. Я не говорю уже о выяснении того, за какие заслуги они получили право тот или иной маршрут обслуживать.

Еще один парадокс: в той же Праге развивается трамвайная сеть, причем по некоторым центральным улицам разрешено только трамвайное движение. К восстановлению трамвайного движения как к способу снижения тарифов (цены на электричество растут медленнее, чем на бензин) и облегчения транспортной проблемы — линии проходят под землей — прибегли в конце 1990-х гг. в Париже. В России, где цены на электричество также растут значительно медленнее, чем на бензин, власти крупных городов убирают из центра не только трамваи, но даже троллейбусы и заменяют их автобусами и маршрутками. И после этого кто-то говорит о дороговизне бензина. Полно господа: речь идет о дефиците ума и совести.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.