Уважаемые москвичи и гости столицы! Надеюсь, все вы уже
ощутили осенний рост цен на бензин? Во всяком случае, те граждане, что
пользуются услугами маршрутных такси (или, по-модному, - автолайнов) с этим уж
точно столкнулись. Проезд в большинстве столичных маршрутных такси подорожал на
3 – 5, а то и 10 рублей. Теперь путешествие в дребезжащей всеми своими
винтами и готовой в любую минуту, если не развалиться, так попасть в ДТП,
«Газели» обойдется не менее 15-ти рублей. И это – только на тех коротеньких
маршрутах, где раньше вы платили всего 12, экономя рубль, по сравнению с
поездкой на городском автобусе. Если маршрут чуть более далекий, приготовьте от
20-ти до 30-ти рублей.
Но и это не все: в самом начале сентября представители
столичной мэрии признались, что с нового года подорожает и городской наземный
транспорт. Действительно, почему частным маршруткам можно повышать цену на
проезд, а государственному «Мосгортрансу» нельзя? Сейчас цена разового билета
на автобус, троллейбус или трамвай составляет 13 рублей в
специализированном киоске и 15 рублей у водителя. Ну, как не подтянуть ее
к стоимости билета на автолайн? Тем более, что у водителя маршрутки вы билета
не выпросите (если «Газель» попадет в очередное ДТП, и вы в нем пострадаете, то
без билетика ваши претензии к фирме, владеющей этим маршрутом, не будут
приняты, вот вам и не выдают билет на руки), а в государственном транспорте
проездной документ у вас всегда должен быть.
Разумеется, столичные чиновники объясняют повышение цен на
проезд ростом цен на бензин и электроэнергию. Тем более, что цена билета в
Москве ниже цены разового проезда на автобусе в Париже (1,4 евро), Лондоне
(1,5 фунта) и Праге (около 70 евроцентов). Это притом, что Москва
считается чуть ли не самым дорогим городом в мире.
Но есть куда менее упоминаемый руководителями столичного
транспорта показатель: рост тарифов значительно опережает темпы инфляции. Более
того, по данным весеннего опроса, проведенного центром Юрия Левады, наши
граждане выражают крайнее недовольство ростом тарифов на транспорт. Его
выразили 72% респондентов, и большее недовольство (81%) вызывает лишь
увеличение цен на продукты и товары первой необходимости.
А в это время речь идет о том, что количество пассажиров в
столичном городском транспорте вполне может увеличиться. По данным ВЦИОМ,
18% опрошенных автовладельцев намерены пересесть на общественный
транспорт, если цена на бензин превысит 20 рублей за литр, еще 19% —
когда она достигнет 30 рублей. И хотя целый ряд экспертов топливного рынка
утверждает: рост цен на бензин должен в самое ближайшее время закончиться,
такую возможность не стоит сбрасывать со счетов.
И что тогда делать? Автобусы и так идут с немалыми
интервалами. Трамвайные пробки – повседневна реальность: лихие автолюбители
почему-то очень любят таранить друг друга именно на трамвайных путях.
Троллейбусов просто мало. Увеличение числа маршрутных такси совсем не панацея:
уже сегодня за рулем автолайнов сидят люди, плохо знающие, что такое правила
дорожного движения. Появление новых маршруток и набор новых кое-как обученных
шоферов приведут лишь к увеличению количества аварий на московских магистралях.
Абсолютно ясно, что полностью избежать повышения стоимости
проезда при росте цен на энергоносители и необходимости закупать новые машины
невозможно. Но можно сделать многое другое: билеты и тарифы должны быть более
удобными. В большинстве европейских столиц действует, например, гибкая тарифная
политика: пассажиры выигрывают, покупая билеты не на определенное число
поездок, а на удобный им период времени. Например, в Праге действуют проездные
билеты на один, три, семь и 15 дней, причем их обладатель может свободно
пересаживаться с наземного транспорта на метро. В столицах Западной Европы
действует не одна, а несколько компаний, эксплуатирующих общественный
транспорт. Обладатель маршрута определяется в ходе конкурса, и конкуренция
заставляет снижать цены на проезд. У нас же попробуйте найти владельцев
автолайновых маршрутов. Я не говорю уже о выяснении того, за какие заслуги они
получили право тот или иной маршрут обслуживать.
Еще один парадокс: в той же Праге развивается трамвайная
сеть, причем по некоторым центральным улицам разрешено только трамвайное
движение. К восстановлению трамвайного движения как к способу снижения тарифов
(цены на электричество растут медленнее, чем на бензин) и облегчения
транспортной проблемы — линии проходят под землей — прибегли в конце
1990-х гг. в Париже. В России, где цены на электричество также растут
значительно медленнее, чем на бензин, власти крупных городов убирают из центра
не только трамваи, но даже троллейбусы и заменяют их автобусами и маршрутками.
И после этого кто-то говорит о дороговизне бензина. Полно господа: речь идет о
дефиците ума и совести.
|