На чем только люди не зарабатывают! Аудиторская компания
Deloitte ежегодно проводит исследование потребительской активности «Праздничное
настроение». В этом году в исследовании «Праздничное настроение — 2006»
впервые приняла участие Россия. До сих пор опрашивались граждане Бельгии и
Германии, Франции и Греции, Турции и Ирландии, Италии и Португалии,
Великобритании, ЮАР, Испании, Нидерландов и Кипра. И все они сознавались,
сколько денег тратят в Новый год и Рождество. В России в этом году дотошные
социологи опросили 860 жителей Москвы и Московской области.
Как вы думаете: каков был результат? Правильно, пусть в
реальных цифрах мы еще не поспеваем за богатенькими европейцами, зато в
процентном отношении впереди планеты всей. 13% годового дохода (чуть больше
месячной зарплаты) выложит средний гражданин нашего отечества, чтобы упиться и
обожраться в долгие дни новогодних – рождественских каникул, а также на подарки
родным и друзьям и прочие развлечения. В абсолютных цифрах это составляет 541 евро
(порядка 18 тысяч рублей) на брата, что сильно выше среднемесячного дохода
простого российского гражданина.
И пусть эксперты уверяют, что это – расточительство, которое
поднимает продажи розничных сетей и раздувает инфляцию. Мы то знаем, что
никакой провинциальный учитель, врач, библиотекарь или музейный работник, не
говоря уже о пенсионерах, инвалидах и многодетных матерях, такие деньги ни на
Новый год, ни на какой другой праздник не потратит – нет их просто.
Это когда скупой гражданин Ирландии выложит на те же
цели 1339 евро (почти 47 тысяч рублей), это составит менее 4% его годового
дохода (треть месячной зарплаты). Конечно, даже бедная ирландская пенсионерка,
слегка ужавшись, может такую сумму наскрести, если очень захочет. А пойди,
скажи бабушке из маленького городка, что ей не худо бы потратить на новогодние
праздники десять своих пенсий. Сами понимаете, что она скажет в ответ. Но
насчитали же, исследователи несчастные.
Но, что такое средне-статический гражданин, мы с детства
знаем по старому, годов 50-х еще, анекдоту. Три соседки выясняют, что это
такое. «Знаете, - говорит одна, - ты Танька всю жизнь мужу верность блюдешь, я
– иногда изменяю, а Валька спит с каждым встречным. Но по статистике, в
среднем, мы все трое – б…». И когда некий московский олигарх покупает на Новый
год сыну (жене, маме, папе, любовнице) «Мерседес», то считается, что свои
541 евро потратили учителя и пенсионеры всего района.
Так вот, по тем самым выкладкам, где глава «Газпрома» и
инвалид дядя Вася равны, средний россиянин потратит на подарки 339 евро:
97 евро пойдут на подарки супругам, 88 евро — детям,
63 евро — друзьям, а 78 евро — родителям. Дополнительные
его расходы на праздничную еду составят 123 евро, а на развлечения —
79 евро. 14 евро средний россиянин потратит на новогоднюю
благотворительность. Это, отмечают авторы исследования, очень мало: меньше
тратят на благотворительность только в ЮАР (13 евро). При этом как-то
забывается, что те самые 14 евро благотворительных расходов раскиданы и на тех,
кто легко может сделать и больший благотворительный взнос, и на тех, к кому на
всех парах должны мчаться благотворительные организации, чтобы успеть хоть
как-то помочь.
А исследователи из Deloitte утверждают: «На Новый год
граждане России надеются получить турпутевки (29%), компьютеры (22%), ювелирные
украшения (21%), жидкокристаллические или плазменные телевизоры (20%),
DVD-плейеры или плейеры iPod (19%)». Правда, «хотеть булочку и иметь булочку –
две большие разницы»: получат они, как говорится в исследовании, куда более скромные
подарки: косметику (55%), одежду (34%), CD и DVD (31%), книги (28%) и
ювелирные украшения (25%).
И вот оно – очевидное – невероятное: представители бизнеса с
выводами аналитиков Deloitte согласны. «Рост продаж начинается где-то с
середины ноября и заканчивается к Новому году, — утверждают они. — На
этот период в среднем приходится 20-25% годовых продаж». А продажи сотовых
телефонов в декабре вырастают примерно аж на 60%.
С размахом гуляем, прямо как герои Лескова.
Еще больше месяца остается до Нового года, и соответствующие
тосты произносить рано. Но, вчитавшись в результаты исследования очередной
западной службы, ничегошеньки не понимающей в нашей российской жизни, мне так и
хочется с пафосом сказать: «Дай Бог, чтобы за этот оставшийся месяц дела у каждого
из наших людей поправились хотя бы настолько, чтобы он лично, а не
дяденька-олигарх за него, смог потратить те самые жалкие 541 евро!». И пусть не
каждый купит себе плазменный телевизор, компьютер или бриллиантовое колье, так
хоть что-то более скромное, но не менее приятное.
Хорошие мы люди, раз еще не вымерли в своей стране, раз
живем, раз работаем, раз даем все наши не шибко умные ответы на дурацкие
вопросы заезжих социологов.
|