На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Хорошие мы люди ::

На чем только люди не зарабатывают! Аудиторская компания Deloitte ежегодно проводит исследование потребительской активности «Праздничное настроение». В этом году в исследовании «Праздничное настроение — 2006» впервые приняла участие Россия. До сих пор опрашивались граждане Бельгии и Германии, Франции и Греции, Турции и Ирландии, Италии и Португалии, Великобритании, ЮАР, Испании, Нидерландов и Кипра. И все они сознавались, сколько денег тратят в Новый год и Рождество. В России в этом году дотошные социологи опросили 860 жителей Москвы и Московской области.

Как вы думаете: каков был результат? Правильно, пусть в реальных цифрах мы еще не поспеваем за богатенькими европейцами, зато в процентном отношении впереди планеты всей. 13% годового дохода (чуть больше месячной зарплаты) выложит средний гражданин нашего отечества, чтобы упиться и обожраться в долгие дни новогодних – рождественских каникул, а также на подарки родным и друзьям и прочие развлечения. В абсолютных цифрах это составляет 541 евро (порядка 18 тысяч рублей) на брата, что сильно выше среднемесячного дохода простого российского гражданина.

И пусть эксперты уверяют, что это – расточительство, которое поднимает продажи розничных сетей и раздувает инфляцию. Мы то знаем, что никакой провинциальный учитель, врач, библиотекарь или музейный работник, не говоря уже о пенсионерах, инвалидах и многодетных матерях, такие деньги ни на Новый год, ни на какой другой праздник не потратит – нет их просто.

Это когда скупой гражданин Ирландии выложит на те же цели 1339 евро (почти 47 тысяч рублей), это составит менее 4% его годового дохода (треть месячной зарплаты). Конечно, даже бедная ирландская пенсионерка, слегка ужавшись, может такую сумму наскрести, если очень захочет. А пойди, скажи бабушке из маленького городка, что ей не худо бы потратить на новогодние праздники десять своих пенсий. Сами понимаете, что она скажет в ответ. Но насчитали же, исследователи несчастные.

Но, что такое средне-статический гражданин, мы с детства знаем по старому, годов 50-х еще, анекдоту. Три соседки выясняют, что это такое. «Знаете, - говорит одна, - ты Танька всю жизнь мужу верность блюдешь, я – иногда изменяю, а Валька спит с каждым встречным. Но по статистике, в среднем, мы все трое – б…». И когда некий московский олигарх покупает на Новый год сыну (жене, маме, папе, любовнице) «Мерседес», то считается, что свои 541 евро потратили учителя и пенсионеры всего района.

Так вот, по тем самым выкладкам, где глава «Газпрома» и инвалид дядя Вася равны, средний россиянин потратит на подарки 339 евро: 97 евро пойдут на подарки супругам, 88 евро — детям, 63 евро — друзьям, а 78 евро — родителям. Дополнительные его расходы на праздничную еду составят 123 евро, а на развлечения — 79 евро. 14 евро средний россиянин потратит на новогоднюю благотворительность. Это, отмечают авторы исследования, очень мало: меньше тратят на благотворительность только в ЮАР (13 евро). При этом как-то забывается, что те самые 14 евро благотворительных расходов раскиданы и на тех, кто легко может сделать и больший благотворительный взнос, и на тех, к кому на всех парах должны мчаться благотворительные организации, чтобы успеть хоть как-то помочь.

А исследователи из Deloitte утверждают: «На Новый год граждане России надеются получить турпутевки (29%), компьютеры (22%), ювелирные украшения (21%), жидкокристаллические или плазменные телевизоры (20%), DVD-плейеры или плейеры iPod (19%)». Правда, «хотеть булочку и иметь булочку – две большие разницы»: получат они, как говорится в исследовании, куда более скромные подарки: косметику (55%), одежду (34%), CD и DVD (31%), книги (28%) и ювелирные украшения (25%).

И вот оно – очевидное – невероятное: представители бизнеса с выводами аналитиков Deloitte согласны. «Рост продаж начинается где-то с середины ноября и заканчивается к Новому году, — утверждают они. — На этот период в среднем приходится 20-25% годовых продаж». А продажи сотовых телефонов в декабре вырастают примерно аж на 60%.

С размахом гуляем, прямо как герои Лескова.

Еще больше месяца остается до Нового года, и соответствующие тосты произносить рано. Но, вчитавшись в результаты исследования очередной западной службы, ничегошеньки не понимающей в нашей российской жизни, мне так и хочется с пафосом сказать: «Дай Бог, чтобы за этот оставшийся месяц дела у каждого из наших людей поправились хотя бы настолько, чтобы он лично, а не дяденька-олигарх за него, смог потратить те самые жалкие 541 евро!». И пусть не каждый купит себе плазменный телевизор, компьютер или бриллиантовое колье, так хоть что-то более скромное, но не менее приятное.

Хорошие мы люди, раз еще не вымерли в своей стране, раз живем, раз работаем, раз даем все наши не шибко умные ответы на дурацкие вопросы заезжих социологов.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.