На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Знания – сила?
Часть вторая
Какие профессии престижны ::

Не так давно Высшая школа экономики вместе с Росстатом представила результаты исследования «Выбор профессии: чему учились и где пригодились? Кем реально работают российские выпускники». И результаты эти были убийственными для чиновников Минобра, загоняющих молодых людей в технические вузы.

Оказалось, что меньше всего идут работать по специальности люди с дипломами инженеров. Только 35%  из них устраиваются работать по специальности, а около 30% предпочитают трудиться в сферах, не требующих высшего образования. 24% занимают руководящие должности. При этом эксперты уверены: после экономического кризиса структура занятости по специальности не изменится.

Причины такой ситуации ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов видит в том, что многие вузы не могут набрать абитуриентов даже на бюджетные места и  берут выпускников с 30 баллами за ЕГЭ. А это – натянутая тройка. Из подобного абитуриента получается специалист такой квалификации, которого никто не хочет брать на работу по специальности.

Однако против ЕГЭ ректор «Вышки» выступать не стал, а предложил срочно переводить вузы на систему бакалавриат – магистратура. Честно говоря, это уже напоминает анекдот о том, как Василий Иванович с Петькой лечили людей от всех болезней одними и теми же таблетками – слабительными.

Еще один предлагаемый выход -  сокращение числа специальностей. Их с советских времен у нас осталось около 600, а в развитых странах, как правило, около 80.  Скажу честно, не понимаю, как повысятся знания молодых специалистов с изменением названия специальности, указанной в дипломе.

Но здесь нельзя не сказать еще об одной причине, безусловно влияющей на российское образование. Это – отношение к науке и людям ею занимающимся. Так  ЮНЕСКО и фонд компании L'Oreal представили результаты исследования восприятия науки в разных концах земли: 10 000 жителей США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Китая, Южно-Африканской Республики, Мексики и Объединенных Арабских Эмиратов ответили на вопросы о роли науки и ученых в современном мире.

Подавляющее большинство (84%) респондентов во всем мире (от 79% в Китае до 90% в ОАЭ) уверены, что достижения ученых улучшают их жизнь. А вот в России таких, по данным фонда «Общественное мнение», 63%.

В США, Великобритании и ЮАР научная карьера привлекает 60% опрошенных, в других странах – меньше, но не менее 35%. И только в России, по данным «Левада-центра», лишь 7% респондентов хотели бы такой карьеры для своих детей.

В США, профессию ученого престижной называют 52%. В России профессия ученого или преподавателя вуза находится на дне рейтинга профессий — престижной ее называют всего 2-3%. Необходимой для страны ее считает и вовсе 1%.

Разумеется, ученый и инженер – разные понятия. Но речь идет и о престижности науки, знаний как таковых. Когда они не престижны, люди получают «корочку» о высшем образовании на всякий случай и идут работать, куда придется. И никакими административными мерами, предлагаемыми нашими чиновниками от просвещения, дело не исправить.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.