Вы помните, как мы хорошо и счастливо жили? Шикарные
праздники, «лужковские» надбавки пенсионерам и бюджетникам, бесплатные завтраки
школьникам… Ах, всего не перечислить. И тут – кризис
Во вторник на заседании московского правительства первый
заместитель руководителя департамента финансов Ольга Хрычева заявила, что, если
в прошлом году столичный бюджет еще имел накопленный запас прочности, то
нынешний год «будет тяжелее». Столичный бюджет-2010 беспрецедентно дефицитный,
и долг городской казны составит 40% от ее собственных доходов.
Кризис со всего маху ударил по самому дорогому городу
России, одному из самых дорогих в мире. В минувшем году в городскую казну
поступило 1,01 триллиона рублей доходов. Много это или мало? С одной стороны,
это - 101,5% к плану (правда, план этот был установлен лишь после того, как
трижды в течение года московские власти меняли закон о бюджете). С другой
стороны, - относительно 2008 года поступления сократились на 22%. Если же
мерить по докризисному 2007-му году, то налогов было собрано меньше на треть.
Так, например, основной источник дохода московского бюджета — налог на прибыль
предприятий — составил 40% вместо стабильных 50%.
А тут еще и долг столичного бюджета вырос за прошлый год с
8% до 24% от его общих доходов. Но это – не предел: в 2010-м году планируется
привлечь на рынке еще 114 миллиардов заемных рублей, и тогда долг составит уже
39% от суммы доходов. Только на его обслуживание в этом году уйдет 47
миллиардов рублей. Если верить заверениям чиновников московской мэрии, из-за
долгов придется пересматривать пенсии с детскими пособиями
Однако есть и другие возможности сэкономить, уверяет
председатель Контрольно-счетной Палаты Виктор Двуреченских.
На том же заседании правительства он заявил следующее: «Как показала наша
проверка, в городе нет полной базы данных о том, сколько имущества сдается в
аренду организациями, имеющими их в оперативном управлении. Тем более невозможно
проанализировать чистоту налога на сдачу в аренду». Серьезные сомнения вызывает
и эффективность предоставления бюджетных субсидий. В КСП уверены: переход от
субсидирования управляющих организаций в ЖКХ к адресной поддержке граждан
позволил бы ежегодно экономить не менее 25 миллиардов рублей. Но именно этого
сделать почему-то не спешат. И больше всего вопросов возникает у аудиторов, как
только речь заходит о целевых городских программах. «Мы четыре года проводим
экспертизу программ, на которые направляется треть городского бюджета, —
объясняет Двуреченских. — В 47 из действующих 60 программ не измеримы цели и
результаты. В 26 не конкретизированы мероприятия. И большинство из них
пересекаются и дублируют друг друга. Надо перевернуть эту пирамиду. Нужны результаты
программ, а не просто освоение бюджетных средств».
Но и это еще не все: не меньше, чем целевые программы,
дублируют друг друга и курирующие их чиновники. «Сокращение издержек на
госуправление — это очень важный резерв, — считает Двуреченских. — Мы только
начали проверку эффективности работы государственных органов и подведомственных
им учреждений, и уже предварительный анализ показал значительные перекосы. В
городе нет даже нормативов на содержание госорганов. Зато их функции дублируют
более 150 бюджетных учреждений».
Увы, судя по всему, экономия средств закончится на
пенсионерах и детях. Чиновников никто не тронет. Во всяком случае, до того
момента, как впереди замаячит банкротство гигантского мегаполиса. А до этого,
будем надеяться, дело не дойдет.
|