На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Плата за проезд
Часть первая ::

 

Чем больше мы узнаем о методах, которые могут быть применены для борьбы с автомобильными пробками в Москве, тем, как говорила Алиса из сказки Льюиса Кэрролла, становится «все чудесатее и чудесатее». Совсем недавно на сайте департамента экономической политики и развития Москвы опубликован проект стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года. Этот документ, как сообщил «Интерфакс», планируется принять после широкого общественного обсуждения. И предлагается в нем «введение чувствительного платного режима движения транспорта в городе».

Еще в апреле «Московский комсомолец», ссылаясь на оказавшееся в распоряжении редакции аналитическое исследование, подготовленное для московского Департамента транспорта ведущими экспертами и институтами, заявил: на бумаге ситуация со столичным транспортом выглядит еще более устрашающей, чем в жизни.

Не хочу бросать тень ни на журналистов популярной газеты, ни на работников департамента, но анонимность «ведущих экспертов и институтов» меня лично слегка насторожила. Тем не менее, с основными их тезисами трудно не согласиться. Если не принять кардинальных мер, то, по их мнению, к 2025 году каждый третий москвич будет тратить на дорогу больше трех часов, а в метро пассажиров придется буквально впихивать, как в Токио. Здесь можно усомниться в сроках и красочных подробностях, но возможность транспортного коллапса в Москве отрицать просто глупо. При одном, правда, условии: если и дальнейшее развитие столицы будет идти в прежнем ключе.

Но ведь принят широкомасштабный план расширения города, которому отводятся земли, резко превосходящие его сегодняшнюю территорию. За пределы МКАД будут выведены еще до названного экспертами срока министерства и ведомства, создающие целый ряд транспортных проблем. Зачем нужны дополнительные меры, которые ударят по карману рядовых москвичей?

И вот тут-то вступает в силу известный нам со школьной скамьи закон Ломоносова – Лавуазье, гласящий, что ничто в природе не появляется ничего и не исчезает бесследно. И если из наших карманов деньги исчезнут, значит должны быть и карманы, где они появятся.

Пока же эксперты разбили Москву на 10 географических сегментов и сравнили ожидаемый в 2016 году пассажиропоток в центр города в утренний час пик с текущей пропускной способностью. Самое катастрофическое положение сложилось в трех сегментах - на юго-востоке, востоке и юге столицы, непростая ситуация и на севере. Общественный наземный транспорт перевозит на несколько тысяч человек больше, чем может, причем к 2025 году эксперты ожидают удвоения общей перегрузки по всем видам транспорта.

Но, коль дело так плохо, надо положение с общественным транспортом как-то исправлять. И нам обещают повышение уровня сервиса и увеличение провозной способности общественного транспорта. О сервисе говорить не будем: это – тема для писателей-сатириков. Поговорим об улучшении пропускной способности и прочих подобных вещах. Что предлагается с этой точки зрения? Предлагается «выпрямить» автобусные маршруты на окраинах. Зачем? Чтобы они ехали к транспортно-пересадочным узлам по кратчайшему пути. А что должны делать люди, если эти кратчайшие пути проходят далеко от их домов? Ведь именно на окраинах автобусы выписывают замысловатые петли, чтобы развести народ поближе к их жилищам.

Речь идет и о том, чтобы создать систему наземных маршрутов, дублирующих линии метро. Московские власти заранее предполагают разнообразные аварии в подземке? Или даже, может быть, теракты? Думаю, многие москвичи не раз сталкивались с тем, что в случае аварий или временного закрытия тех или иных станций Мосгортранс оперативно организовывал дополнительные автобусные маршруты, действовавшие бесперебойно. Но на постоянной основе зачем они нужны?

И если инициативу уменьшить интервал движения автобусов-троллейбусов по радиальным улицам в пределах Садового кольца и на самом Садовом кольце до 5-6 минут можно только приветствовать, даже не веря, что это удастся сделать из-за пробок, то дальше начинаются предложения совсем сомнительные.

Как вам, уважаемые читатели, понравится предложение ввести проездные билеты, привязанные к продолжительности поездки, чтобы пассажиры ездили не через центр, а по хордам. Речь идет о том, чтобы не только увеличить плату за проезд в общественном транспорте, но и заставить тех, кто им пользуется, платить как можно больше. Ведь путь по хордам окажется во многих случаях более продолжительным, чем по прямой через центр. Что дает такой маневр, кроме лишних расходов рядовых граждан.

Увы, это не все: наибольший удар составители новой стратегии наносят все-таки по автомобилистам.

Но об этих предложениях мы поговорим в следующий раз.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.