На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Ехать или шашечки?
Часть первая ::

 

Все началось в последний месяц лета. Первого августа в СМИ попала информация о планах московского правительства по реформированию системы работы столичного парка такси.

Чиновники предложили объединить всех легальных перевозчиков (их пока меньшинство) под крылом муниципального call-центра, заставить их покупать только разрешенные модели машин и установить единые расценки на услуги. Следующий пункт программы выглядел наиболее легко выполнимым, но зато самым анекдотичным: легальные таксисты должны были перекрасить свои автомобили в желтый цвет – ну, чем мы не Нью-Йорк.

Кроме того, в мэрии выразили твердое намерение очистить городские дороги от 30 тысяч «бомбил»-нелегалов.

Надо сказать, что все это произошло не вдруг: первый шаг к выводу из тени рынка услуг такси в России был сделан еще осенью прошлого года. Тогда с подачи столичных чиновников всех таксистов на федеральном уровне обязали получать разрешения на работу у местных властей. С 1 января этого года начали действовать штрафы в 5 тысяч рублей за нелегальный извоз, хотя фактически активно штрафовать за отсутствие разрешения на работу стали только с 1 июля.

И вот, продолжая намеченный курс, департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы представил на всеобщее обсуждение концепцию дальнейшего реформирования городского такси.

Для начала цифры: сегодня в столице работают около 49 тысяч таксистов, лишь 18 тысяч из которых имеют соответствующие лицензии. А городу, как утверждают в ведомстве, необходимо около 55 тысяч машин такси и около 110 тысяч водителей для работы в две смены. При этом нелегальных перевозчиков было решено извести под корень.

Работать в новом городском такси смогут лишь те, кто хорошо владеет не только машиной, но и русским языком, а также не имеет криминального прошлого и серьезных нарушений ПДД. Кроме того, водителям придется пройти экзамен на знание города.

Уже понятно, что концепцию реформирования московского такси мы взяли у США. По слухам, и готовила-то ее международная консалтинговая компания McKinsey & Co. А потому система во многом напоминает нью-йоркскую, причем не только цветом. Поэтому несколько слов о том, как работают таксисты в развитых странах мира. Начнем, разумеется, с Нью-Йорка.

Итак, для справки: управляют таксопарками в Нью-Йорке частные компании, лицензии которым выдает правительственная структура New York City Taxi and Limousine Commission. Перевозчики могут использовать любую из дюжины утвержденных моделей машин. При этом таксомоторный парк знаменитого нью-йоркского такси (Yellow Cab) на 90 процентов составляют автомобили Ford.

Желтые автомобили с шашечками циркулируют в основном внутри центрального района города – Манхеттена, либо ждут клиентов в аэропортах. Таксисты Yellow Cab имеют право подбирать голосующих пассажиров на улице, при этом вызвать «желтое такси» по телефону нельзя - для этого в существуют «кар-сервисы», которые работают только по вызову. Правда, водители «кар-сервисов» вне Манхеттена подбрасывают и голосующих пассажиров, и нынешний мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг решил эту проблему просто: на официальном уровне таксистам «кар-сервисов» разрешили обслуживать клиентов «от бордюра».

Все таксисты в Нью-Йорке сдают специальные экзамены на знание города, поэтому нередко не пользуются навигаторами.

Недавно власти города объявили о повышении стоимости проезда на такси на 17%. Тариф за посадку остался прежним - 2,5 доллара, а вот поездка на расстояние в три мили (около 4,8 км) подорожала с 12 до 14 долларов (около 450 рублей). Скажем честно, в Москве стоимость проезда не сильно отличается от нового нью-йоркского тарифа.

А в Париже такси не имеют единой расцветки кузова. Узнать их можно по специальному «колпаку» с надписью Taxi Parisien, который подсвечивается изнутри, если машина свободна. В столице Франции проще всего поймать такси на специальных стоянках, при этом голосовать на улице практически бесполезно. Еще лучше заказывать машину прямо из отеля или по рекламному объявлению.

Такси в Париже – отнюдь не дешевое удовольствие: только за посадку придется заплатить 4,5 евро (около 178 рублей), еще около 1 евро - за багаж, затем - в зависимости от дня недели (в будни поездка обойдется дешевле) и времени суток - от 0,91 до 1,4 евро за каждый км. В парижском такси пассажиры могут ехать только на задних сиденьях. Судя по всему, это сделано из соображений безопасности. Зато, как и во многих других европейских городах, можно рассчитаться за проезд банковской картой и точно по счетчику. Без чека не уйдешь.

В Лондоне поймать либо заказать по телефону такси очень просто – по городу снуют небольшие старенькие черные кэбы (black cab). Как и в Париже, имеются и стандартные стоянки для такси у торговых центров, гостиниц, а также крупных транспортных узлов. В отличие от московского такси, ждать здесь приходится не дольше 10-15 мин. Правда, такси в столице Великобритании тоже недешево. Посадка стоит 1,4 фунта (около 70 рублей). Поездка в четыре мили (примерно 6,4 км) обойдется вам в сумму от 11 до19 фунтов днем в будни в зависимости от времени поездки. В праздники и ночью эта сумма может достигать 23 фунтов за то же расстояние. Поездка из аэропорта Heathrow до центра города обойдется в 43-75 фунтов. Вот за багаж здесь платить не нужно.

Наиболее привычными для нас являются итальянские таксисты: ни на какой чек у них рассчитывать нельзя. И стоимость поездки лучше узнать заранее, поскольку ушлые итальянцы норовят смухлевать. Поездка в среднем обойдется не менее 10 евро. При этом существует масса самых разных наценок: за вызов, за багаж, за четвертого пассажира, за поездку ночью и другие. В итоге даже в будний день за расстояние в 3 станции метро придется выложить до 20 евро. Если же в вас опознают иностранца, который к тому же куда-то спешит, постараются содрать все 35.

И вот, используя богатый иностранный опыт, московские власти хотят реформировать столичное такси. Что делается уже, и что может получиться – в следующей части материала.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.