На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Наши проблемы решать нам самим ::

 

В наших СМИ одновременно два крупных специалиста по городской среде и транспортным вопросам, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин и президент Фонда городской среды Пьер Лаконт высказались о транспортных проблемах вообще и проблемах нашей столицы в частности.

Г-н Леконт, поглядев на Москву придирчивым взглядом зарубежного профессионала, сказал то, что у нас было давно известно, но так и не стало руководством к действию.

Москва, по его мнению, пробовала идти по пути Пекина, строя кольцевые автодороги. Очень может быть, что известный урбанист просто не знает: первые московские кольца – Бульварное и Садовое, появились задолго до того, как не только Пекин, но и американские города, с которых китайская столица брала пример, начали строить автомобильные дороги.

Зато выводы Леконта весьма полезны: решение по примеру США увеличить число кольцевых дорог, несмотря на огромную стоимость, привело китайскую столицу к увеличению транспортного потока и, соответственно, к новым автомобильным пробкам. В результате Пекин стал «городом смога».

Кроме отрицательного примера Пекина Леконт приводит и примеры положительные: Шанхай, который вслед за Сингапуром ввел ежемесячный аукцион на получение автомобильных номерных знаков (в ограниченном количестве), выдаваемых в течение одного месяца. Это позволило людям, которым автомобиль нужен больше других, получить номерной знак сразу, в то время как остальные были вынуждены ждать. Еще один положительный пример – Цюрих, где бороться с пробками, образующимися в результате въезда автомобилей в город, стали с помощью платных парковок. Бесплатно там можно парковать машину в течение 90 минут, после чего необходимо найти место на платной парковке. При этом граждане Цюриха, имеющие избирательные права, получают наклейку, дающую право на приоритетную парковку.

Давайте скажем честно: платными парковками для разгрузки центра города правительство Москвы уже пользуется, а выдача номерных знаков на месяц привела бы у нас к непредсказуемым последствиям.
У Леконта есть также идеи развития общественного транспорта, особенно так называемых «хорд». Но и это – уже не новость для российской столицы. Видимо, придется сделать печальный вывод: не советчики нам западные специалисты.

Другое дело, когда о наших транспортных проблемах говорит Михаил Блинкин, прекрасно понимающий и тонко чувствующий проблемы родного города. Да и высказался он на не слишком традиционную тему – о транспортных рисках. Давно вы читали что-нибудь по этой тематике? Лично я не помню, чтобы видел в последние годы таких материалов.

А пишет Блинкин вещи печальные: Россия вместе с Китаем, Индией, Бразилией, Египтом, Кенией, Мексикой, Турцией, Кампучией и Вьетнамом входит в «Risky States -10» – десятку стран, на которую приходится более половины от общего числа смертей на дорогах мира. Причем динамика дорожной смертности в России показывает, что она постепенно понижается, но не быстро и не стабильно.

Понятно, что гибель людей на наших дорогах – проблема, на самом деле, куда более важная, чем даже пробки на них. Видимо, поэтому, в отличие от зарубежного специалиста, Михаил Блинкин дает поистине революционные для нашей страны рецепты, как исправить положение:

правила дорожного движения одинаковы для всех транспортных средств, независимо от статуса их владельца;
преимущества, предоставляемые из соображений общественного блага автомобилям неотложных служб и вагонам общественного транспорта, не распространяются на VIP-автомобили и VIP-кортежи;
пользователи дорог следуют общепринятым стандартам ответственного, грамотного и доброжелательного транспортного поведения; нарушение этих стандартов рассматривается как посягательство на личные права и свободы прочих участников дорожного движения;
улично-дорожная сеть – благо общего пользования, равнодоступное для всех пользователей автомобильных дорог; главная задача дорожной полиции – защищать базовый принцип равнодоступности и, соответственно, личные права и свободы граждан от любых посягательств со стороны субстандартных пользователей дорог.
По мнению эксперта, без соблюдения всех этих 100 лет известных либеральных прописей высокая смертность на дорогах будет сохраняться независимо от степени совершенства автомобилей, качества дорожной сети, изощренности медицинских технологий и IT-гаджетов.

Касаясь реалий дня сегодняшнего, Блинкин пишет: «Стандарты транспортного (как и любого прочего!) поведения задает элита. Если езда по «встречке» и «с ветерком» приемлема для вельмож высшего уровня, никто не удержит от того же удовольствия сотни тысяч прочих участников дорожного движения. Я имею в виду начальников всех рангов, полицейских, депутатов, воротил большого бизнеса и корпоративных менеджеров, следователей, воров в законе, прокуроров, поп-идолов, судей, генералов, популярных телеведущих, временно-неработающих владельцев Porsche Cayenne или Mercedes S600, да и просто непуганых идиотов.
Собственно, никто и ничто эту разномастную публику, в самом деле, не удерживает. Агрессивное поведение на дороге не считается у нас признаком асоциальности и умственной убогости; напротив, у нас это некий индикатор успеха, крутости, принадлежности к «кругу посвященных».
Почему я объединил мнения двух абсолютно разных людей по двум имеющим друг к другу не самое прямое отношение проблемам? Потому что эти два мнения показывают простую вещь: наши проблемы до конца понятны только нам самим. Никакие зарубежные специалисты пока что не научились понимать Россию. А главное – решить их можем только мы сами.

Самых различных проблем, связанных с транспортом, у нас уйма. Их необходимо решать. Аккуратно. Обдуманно. Честно. Иначе мы задохнемся в пробках или погибнем в частых ДТП. Третьего не дано.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.