Так что же в итоге могут предложить критики «столичной привилегированности»
Москвы?
Увы, та же Наталья Зубаревич не обращает особого внимания на то
обстоятельство, что любая столица любого региона имеет в нашей стране
определенные привилегии, а потому при сохранении сегодняшней экономической и
общественно-политической системы (к тому же имеющей очень глубокие исторические
корни) иначе быть не может.
В этом – безусловный недостаток ее анализа, хотя в остальном он довольно
точен: «До кризиса столичный бюджет обеспечивал 43 % инвестиций в Москву
(федеральный бюджет - еще 5 процентов). Вряд ли можно найти в мире какой-либо
другой крупный столичный город (за исключением Астаны), в котором бюджетные
инвестиции достигали бы почти половины всех инвестиций.
Кризис резко уменьшил доходы столичного бюджета и на треть сократил
инвестиции. После отставки Юрия Лужкова и назначения мэром Сергея Собянина
федеральный бюджет компенсировал Москве снижение ее инвестиционных возможностей:
в 2011-м инвестиции из федерального бюджета составили 12 % всех инвестиций в
Москву (4 % в 2008 году).
Доходами от ренты нужно делиться с населением, поэтому доля граждан,
получающих социальную поддержку из бюджета города, - более трети: это московские
надбавки к пенсии, надбавки к зарплате бюджетников, субсидии на оплату услуг
ЖКХ, жилищные субсидии. Такая система социальной поддержки населения возможна
только при сверхдоходах городского бюджета.
На долю столицы приходилось 20 % доходов консолидированных бюджетов всех
субъектов страны (на 7% населения). Почти половину составлял налог на прибыль
организаций, в основном крупнейших российских компаний – «Газпрома», «Роснефти»
и многих других.
Московская рента очень велика, но кризис показал, что она нестабильна. В
кризисном 2009-м поступления налога на прибыль в Москве сократились на треть,
из-за этого доходы московского бюджета рухнули на 22 %., а доходы всех субъектов
РФ сократились только на 4 %».
К рассуждениям г-жи Зубаревич стоит добавить, что сейчас столичному бюджету
грозит не меньшая опасность: спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
предложила вывести из Москвы офисы многих крупных компаний, а президент Владимир
Путин это предложение поддержал. Эксперты говорят, что таким образом доходы
московского бюджета уменьшатся на одну шестую часть. Однако, зная нашу
ментальность, можно не сомневаться: с уменьшением столичного бюджета ухудшится
жизнь жителей города, но зависть со стороны многих провинциалов меньше не
станет.
Для них, если и бывавших в Москве, то проездом, столица – средоточие красивой
жизни. Они не понимают, что гигантский мегаполис задыхается в пробках, в
переполненном метро, в тесных квартирах и на улицах, где есть все, кроме свежего
воздуха. Они не могут понять то, что отлично понял Всеволод Чернозуб, сравнивший
на страницах «Газеты. Ru», столицу с тяжело больным человеком и поставивший ей
диагноз: «Коренная проблема страны, создающая и все московские беды, — упадок
регионов. Пугающие диспропорции развития делают любое локально-московское
решение бессмысленным. Люди едут в столицу за деньгами, а деньги едут за
властью. Хитрым способом выманить деньги в регионы невозможно. Во-первых, малый
и средний бизнес там традиционно угнетаем, и большинство предпринимателей как
раз убегают в столицу. Во-вторых, такой бизнес ориентирован на услуги,
предоставляемые среднему классу, почти отсутствующему за пределами нескольких
мегаполисов. Люди будут ехать в Москву до тех пор, пока там сосредоточена
власть».
Он, между прочим, предлагает перенести столицу в Екатеринбург или
Новосибирск, ну, в крайнем случае, создать вторую столицу, куда отправится
значительная часть чиновников (а, следовательно, и их разнообразных
прихлебателей).
Наталья Зубаревич тоже предлагает реальную децентрализацию и дерегулирование
управления, что помогло бы ускорить развитие других крупнейших городов России.
При этом она заявляет: «Дорожная карта» развития столичной агломерации должна
быть увязана с институциональными изменениями всей страны. Одно из важнейших
направлений - развитие столицы за счет преимуществ агломерационного эффекта, а
не за счет статусной ренты, которая достигает максимального уровня в
сверхцентрализованной системе управления».
Предложение Зубаревич, конечно, заманчиво, однако речь ведь идет не о Москве
и ее статусе, а о радикальной реформации всей экономической и
общественно-политической системе в России. Речь идет о ликвидации строившейся,
начиная с 2000-го года, вертикали власти. Речь идет о ином положении регионов,
без роста уровня жизни в которых Москва так и останется бельмом на глазу их
жителей.
Нет, столица не должна никому и ничего: не Москва и не москвичи создали
когда-то, еще 300 лет назад, уродливую систему имперского государственного
устройства, дожившую в слегка модернизированном виде до наших дней. То, что
анализируют сейчас аналитики – проблемы не московские, а общегосударственные, и
решать их надо на федеральном уровне. Иначе не получится ничего.
|