На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Михаил Вирин. Сентябрь уж наступил
Часть вторая ::

 

Мы продолжаем беседу с главой муниципального округа Москворечье – Сабурово Михаилом Вириным о новациях в сфере ЖКХ.

- Михаил Михайлович, вернемся все же к тому, как восприняли новый закон сами работники управляющих компаний.

- Единого мнения у них нет. Вернее, там, где надо сказать дежурные положительные слова о том, что «закон позволит получить лицензию, а равно и право в дальнейшем осуществлять управление многоквартирными домами только те управляющие компании, которые имеют достаточный положительный опыт работы в данной сфере деятельности и обладают достойным кадровым и техническим потенциалом. Нормы, заложенные в нем, призваны обеспечить прозрачность деятельности управляющих организаций в жилищной сфере и контроль за их деятельностью», все едины. А вот дальше начинаются разночтения.

Кто-то заявляет, что «возникает много вопросов по поводу проведения квалификационного экзамена для руководителя управляющей компании». Правда, известно, что он будет проводиться специальной комиссией, которая должна быть создана губернатором региона, но стандарты профессиональной деятельности в сфере ЖКХ пока не утверждены.

Разумеется, руководителей УК интересует, кто будет входить в комиссию — это вопрос открытый. Эксперты хотели бы видеть в ней представителей профессионального сообщества (СРО, а также организации, объединяющие представителей бизнеса) и организации, работающие в сфере защиты прав потребителей коммунальных услуг.

- А сами руководители УК?

- А вот они очень осторожны в высказываниях по этому поводу. Они лишь надеются,  что сложностей при сдаче экзаменов не возникнет. Руководители и должностные лица управляющих компаний, считают сами эти люди, как правило, обладают большим опытом работы в сфере ЖКХ и достаточным объемом знаний, приобретенных за годы работы в управляющих организациях. А ведь главным условием получения лицензии является компетентность и профессионализм руководителя организации, работающей в сфере управления жильем.

- Но это лишь одна точка зрения, как я понимаю.

- Да, конечно. Есть и люди, не боящиеся высказать более значимые претензии.

«Есть два пути развития, - заявляют они, - революционный и эволюционный. Эволюционный путь – путь мирного ненасильственного преобразования общества, состоит в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений».

- Но это же азы обществоведения. Это в школе проходят.

- Это, как пел Высоцкий, только присказка. А сказка идет дальше: «За последние годы сфера ЖКХ постоянно претерпевает изменения, каждый год проводится реформирование. Однако, как только мы начинаем обкатывать новый закон, как только запускаем его в действие, сразу же принимаются поправки и вносятся изменения. Может для нашей страны — это и самый подходящий способ: у нас нет времени на эволюцию, только революционный метод может решить существующие проблемы».

- Я лично согласен с человеком, который это говорит. Кто он?

- Это – Дмитрий Одинцов, директор управляющих компаний Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону.

- И что он говорит дальше?

- А вот что: «Лицензирование нужное дело. Но только лишь одно лицензирование не способно улучшить качество сферы обслуживания многоквартирного дома. С одной стороны лицензирование нацелено на прозрачность работы управляющих компаний, улучшения предоставляемых услуг, повышение профессионализма сотрудников в сфере управления многоквартирными домами. Однако в каждом из перечисленных пунктов есть свои нюансы.

Первое, процесс лицензирования платный. Не будем забывать о коррупционной составляющей нашего общества.

Второе, уменьшится количество управляющих компаний — это уже заявляется авторами проекта. Общеизвестный факт, что любое уменьшение конкуренции на рынке влечёт за собой ухудшение качества и увеличение цены.

Третье, при любом процессе лицензирования проверяется соответствие чего-то чему-то. Если процедура будет такой жесткой, как обещают авторы идеи, то компании неизбежно столкнутся с нехваткой квалифицированных кадров. Я согласен, что улучшить качество обслуживания могут только профессионалы. Но это те люди, которые прошли весь путь от простого рабочего до руководителя, который обладает высокими техническими знаниями. Министерство труда и социальной защиты разработало профессиональный стандарт для специалистов в сфере управления жилищным фондом. Согласно стандарту, специалист УК должен быть «как рыба в воде» в закоулках нормативно-правовой базы, санитарных норм и вопросов энергоэффективности. Еще необходимо иметь профильное образование. Для руководителя — обязательно высшее. С этим как раз все сложно. Потому что вузы не готовят таких специалистов. И даже если они начнут подготовку по специализациям для жилищно-коммунального хозяйства в ближайший год, ждать результата придется пять лет».

- Он опять прав: если уровень профессиональной подготовки сотрудников управляющей компании не будет соответствовать стандарту, компания может остаться без лицензии. А сколько у нас специалистов в области ЖКХ? Где их срочно взять?

- Боюсь, что об этом авторы закона не очень-то думали. И вообще закон, явно порожденный самыми благими намерениями, лучше бы было как следует доработать.

Уже после подписания закона Владимиром Путиным (неужели нельзя было высказать это раньше) появилось экспертное мнение, авторы которого в частности писали:  «Рассмотрев основные положения закона о лицензировании организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, сложно пока ещё сделать вывод, насколько вступление этого закона благоприятно отразится на качестве услуг, предоставляемых такими организациями. А ведь основное назначение этого закона заключается именно в этом - оставить на рынке обслуживающих организаций только те компании, которые добросовестно, качественно и квалифицировано оказывают услуги по управлению многоквартирными домами.

Несомненно, это значительно усложняет жизнь тем организациям, которые постоянно собирали бесконечное множество нарушений и штрафов, не замечая их и оплачивая их за счет собственников помещений. Собственникам предоставлено право самим решать оставить эту управляющую компанию или отказаться от неё на основании исключения их дома их реестра лицензий субъекта РФ, но здесь также нельзя сидеть, сложа руки, а нужно проводить собрание и принимать решения».

- Знаете, Михаил Михайлович, и в законе, и в процитированном Вами экспертном мнении говорится о роли, которую могут играть в судьбе управляющих компаний собственники жилья. Но будут ли они ее играть? Вы же знаете, как создавались у нас многие ТСЖ. Ведь их фактически назначали в управах. И делалось это зачастую потому, что сами граждане не хотели ничего делать, не проводить никакие собрания и так далее.

- Вы уж извините, но, как говорится, на нет и суда нет. Если наши граждане и дальше будут стараться переложить отношения с УК на чьи-то другие плечи, то так оно и будет. Вместо собственников жилья управляющие компании будут иметь дело с местными властями, с сотрудниками Госжилнадзора. Но тогда не надо предъявлять претензии, что что-за сделано не так.

Вот, например, директор фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев считает, что введение лицензирования деятельности компаний, управляющих многоквартирными домами, не приведет к наведению порядка в сфере ЖКХ. Оно только создаст еще один административный барьер при получении лицензии. «Контроль должны осуществлять собственники жилья, они должны об этом помнить. Они могут передать ответственность за состояние многоквартирного дома, за его безопасность управляющей компании, заключив договор. Но передача такой ответственности стоит денег», - уверен  он.

Сиваев объясняет: то, что у компаний куча денег и большинство из них воруют, не оказывая качественных услуг населению, - это иллюзия. У управляющих компаний столько денег, сколько они собирают с жителей дома. По статистике, УК собирают платежи у 94% жильцов. Предположим, что они смогут собирать 97% платежей, но ресурсоснабжающие организации выставляют им счета на полные 100%, и этих ежегодно недостающих 3% хватит, чтобы через пару лет любая ресурсоснабжающая организация могла обанкротить УК. А если отвечать за отопление перед жителями будут теплоснабжающие организации, а не УК (что сейчас уже повсеместно происходит).  И, например, про повышение энергоэффективности наших домов, о которой так пекутся в развитых странах,  можно будет забыть.

- Ну вот, чем больше мы беседуем, тем больше вскрывается проблем.

- Об оставшихся проблемах давайте поговорим в следующий раз.

 

Беседовал Влад Борисов

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.