В Госдуме сейчас спорят о поправках в Жилищный кодекс, которые, по мнению их критиков, могут привести к неконтролируемому росту коммунальных платежей. Введение нового платежа для жильцов многоквартирных домов рассорило правительство, которое настаивает на новации, и проправительственных депутатов-единороссов, опасающихся социальных протестов.
Ситуацию с новым законопроектом мы попросили прокомментировать главу муниципального округа Москворечье-Сабурово Михаила Вирина.
- Михаил Михайлович, как Вы оцените предложения по новым тарифам ЖКХ, внесенные в Госдуму?
- Знаете, это – очень долгая история. Не раз и не два представители жилищно- коммунального хозяйства пытались пробить целый ряд нововведений, позволяющих им получать большие, чем сейчас, доходы.
Самой известной историей стала попытка пробить введение так называемой социальной нормы, которая позволила бы перевести плату за часть потребляемой энергии на условия неконтролируемых коммерческих тарифов.
- Но эту атаку на кошельки наших сограждан, к счастью, пока удалось отбить, пусть официально только на время.
- Я не думаю, что в разгар кризиса правительство пойдет на такую меру. К тому же ответственность за принятие решения о введении в том или ином регионе социальной нормы на электроэнергию федеральные власти переложили на руководство самих регионов. А мы помним, что важнейшую роль в отмене решения о повсеместном введении этой нормы сыграл мэр столицы Сергей Собянин, направивший президенту Владимиру Путину специальное письмо по этому поводу.
- И вот теперь новая напасть.
- Напасть опять-таки не очень новая.
Еще в конце октября появился пресс-релиз Минстроя со ссылкой на проект постановления правительства РФ, размещенного на портале проектов нормативных правовых актов, где говорилось, что расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды (ОДН), могут исключить из состава платы за коммунальные услуги, включив эти затраты в жилищный платеж
- Да, тогда замминистра строительства, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис (один из вдохновителей и основных лоббистов введения социальной нормы на электроэнергию) утверждал: «Это позволит людям платить только за те коммунальные ресурсы, которые действительно идут на обслуживание их дома — работу лифта, освещение и подъезда, и придомовой территории, влажную уборку и промывку инженерных систем. Раньше в ОДН управляющие компании фактически включали все «небалансы» по дому, а также разного рода расходы — на освещение рекламных конструкций, соседних ларьков и прочее».
- Да. И тогда же был обнародован порядок взимания оплаты ОДН по новым правилам, а также порядок перехода на эти правила.
Согласно опубликованным в октябре материалам, переход на новый порядок учета расходов по ОДН предполагалось осуществить в два этапа. На первом этапе — с 1 июля 2015 года — до прекращения действия договора управления многоквартирным домом расходы по ОДН должны были включаться в жилищный платеж в размере установленных нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
На втором этапе — после 1 июля 2015 года — при заключении договора управления либо при продлении срока действия ранее заключенных договоров управления — размер расходов по ОДН должен определяться общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по предложению лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества.
- Но ведь законопроект, о котором сейчас идет речь, был посвящен поправкам в Жилищный кодекс, направленным на повышение платежной дисциплины в отрасли ЖКХ. Проект был внесен в Госдуму еще в апреле 2014 года группой депутатов-единороссов во главе с первым заместителем председателя комитета по земельным отношениям Мартином Шаккумом и первым заместителем председателя комитета по ЖКХ Еленой Николаевой. И он спокойно прошел первое чтение.
- Совершенно верно. И второе чтение законопроекта планировалось провести в декабре. Вот тут-то и случилось непредвиденное: идеи господина Чибиса были внесены в качестве поправок в одобренный уже в первом чтении законопроект. И именно эти поправки, уже одобренные профильным комитетом по ЖКХ, вызвали протест руководства единороссов.
Ведь пока речь шла о повышении платежной дисциплины, законопроект был не слишком спорным. Когда же в нем оказались положения, которые могут вызвать справедливое недовольство граждан, депутаты глубоко задумались о последствиях. Не забудем, что в стране бушует экономический кризис, а в конце 2016-го года предстоят парламентские выборы. И у партии «Единая Россия» на этих выборах могут быть проблемы. Это и заставило депутатов внимательно рассмотреть внезапно объявившиеся поправки.
- Да, второе чтение законопроекта профильным комитетом по ЖКХ планировалось на последнем пленарном заседании 2014 года. И тут, прямо как в гоголевском «Ревизоре» - «какой реприманд неожиданный»: прохождение проекта заблокировано представителями фракции самих единороссов. Сначала это происходит на Совете Думы, а затем и на самом пленарном заседании, когда думское большинство голосовало против его включения в повестку. Причём включить проект в повестку «с голоса» предлагала автор самой спорной поправки Галина Хованская.
- Будем честными: меня лично очень насторожил тот факт, что поправку внесла Галина Петровна Хованская – самый авторитетный среди депутатов специалист по ЖКХ. Видимо, были очень весомые причины сделать это.
- Во всяком случае, как описывает ситуацию интернет-ресурс «РБК. Ru», единороссов насторожила опасность неконтролируемого роста платежей для граждан. В итоге их фракция настояла на дополнительном обсуждении законопроекта. Причем, основным информатором издания в данном случае была одна из авторов законопроекта Елена Николаева. По её мнению, дело в том, что жилищная услуга, в отличие от совокупного платежа за коммунальные услуги, не регулируется законом.
- Это известно: предельный индекс изменения коммунального платежа был введен специальным законом в 2014 году, он позволяет видеть, насколько вырос платеж, и ограничивать. А вот стоимость жилищной услуги законодательно не ограничена. В результате возможен галопирующий рост платежа для граждан. Поэтому, если все же будет принято решение его вводить, необходимо ввести и нормирование этого платежа.
Как утверждает та же Николаева, у предложения о включении платежей за ОДН в состав жилищных услуг есть не только положительные, но и серьезные отрицательные стороны: «Формально включение ОДН в жилищную услугу и ее ограничение должно стимулировать управляющую компанию к оптимизации своих расходов (к тому, чтобы следить, чтобы лишняя вода не утекала). Но с другой стороны, мы знаем, как поведут себя управляющие компании на самом деле: они просто начнут стимулировать повышение размера платы за жилищную услугу через общие собрания, и мы получим замкнутый круг – повышение совокупного платежа».
Есть, разумеется, аргументы и у сторонников законопроекта вместе с предложенными к нему поправками. И об этом мы поговорим в следующий раз.
Окончание следует.
Беседовал Влад Борисов
|