Мы продолжаем беседу С Михаилом Вириным об отношениях муниципальных властей
столицы с малым бизнесом и ряде других вопросов.
- Михаил Михайлович, вот у вас в районе оказался только один ларек,
которому вы остереглись предоставить заявленное место.
- Да.
- А на что рассчитывали люди, хотевшие открыть ларек именно здесь? Они не
знали историю этого места? Или, наоборот, слишком хорошо ее знали?
- Не знаю. Может быть, и не знали: они просто хотели перенести ларек с одного
места на другое.
Я могу, например, сказать, что у нас в одном из микрорайонов установили было
несколько таких ларьков: предприниматели выкупили место, оплатили ларьки –
поработали несколько месяцев и сбежали оттуда. И это притом, что местные
пенсионеры очень просили, чтобы у них возле домов были такие ларьки. А экономика
подкачала. Микрорайон оказался такой, что не хватало потока покупателей. И они
не выдержали, закрылись. Экономические законы ведь безжалостны.
- Интересно то, что наши предприниматели – общественники такие вещи
почему-то не рассказывают. И вот интересно: что может этакого рассказать о малом
предпринимательстве глава муниципального округа. Что сами предприниматели не
расскажут?
- Я не знаю, что они могут не рассказывать, но проблем у малых
предпринимателей очень много. Одна из обычных – подключение к электричеству. Для
многих ларьков это создает очень большие трудности.
- Ну, подключение к электросетям – это притча во языцах. Непонятно только,
почему это. Неужели энергии не хватает на всех?
- Я не думаю, что ее не хватает. Просто такая задумана бюрократическая
система, основанная на том, что электроэнергией владеет в городе монополист.
Никакой конкуренции нет, и поэтому можно ставить несусветные условия, заламывать
любые цены. Любой предприниматель, претендующий на подключение к электросетям, в
этой системе рассматривается как дойная корова, н которую можно нагрузить свои
проблемы. Вот и заставляют его проложить кабель, поставить новый трансформатор,
опору перенести, выполнить еще какие-то работы. А выполнить все это под силу
только крупным потребителям.
- Это у нас «Мосэнерго» бывшее по-прежнему монополист?
- Теперь это МОЭК. Официально наш монополист раздробился, но сути это не
меняет. Поэтому ты не можешь, если тебя не устраивают условия, предлагаемые той
же МОЭК, пойти к кому-то другому и протянуть его кабель.
Надо сказать, что страдают от монополизма энергетиков не только
предприниматели. Сколько лет местная власть в столице бьется за освещение
детских площадок, спортивных площадок. Энергетикам никто не указ. Все
централизовано, все идет через город, поставить один столб или убрать столб –
целая история. Система предельно забюрократизирована. В итоге торчит столб, на
котором не только фонаря давно нет, к нему уже и кабель не подведен. Но он
торчит посреди асфальта, и сделать с этим ничего нельзя.
Вот с ГУИС договариваться просто: мы согласовываем перечень объектов, на
которых нужно что-то сделать, а также тех, которые надо построить. Согласовываем
вопросы финансирования. ГУИС проводит свои конкурсы среди возможных
подрядчиков.
- Тоже, наверное, представителей малого и среднего бизнеса.
- В основном, конечно, среди них. И дело делается.
Правда, надо признаться, на выигравших конкурс подрядчиков мы практически уже
не можем повлиять. Это – типичный случай наших взаимоотношений с малым и средним
бизнесом.
- И на проведение конкурсов вы тоже повлиять не можете?
- Не можем. Всю документацию готовит ГУИС, и конкурсы проводит тоже он. А
потом мы годами не можем избавиться от нерадивых подрядчиков.
Такой подрядчик будет выигрывать конкурсы из года в год – и все. К тому же
94-й закон, с моей точки зрения, мягко говоря, не самый удачный. Правда, с 1
января будет уже новый закон.
- И он лучше?
- Трудно сказать, что в нем удастся изменить. Ну, появляется в нем новое
понятие – Федеральная контрактная система. А как оно будет работать? Это ведь
выяснится только в процессе самой работы. А пока нет ясности, к чему все эти
нововведения приведут.
- Я недавно читал материал депутата муниципального собрания Тропарево –
Никулино, который провел анализ: кто выигрывает конкурсы у них в районе и у
соседей. И получилось, что есть несколько фирм, созданных, на самом деле, одними
и теми же лицами, которые и становятся победителями подавляющего большинства
таких тендеров.
- Это очень похоже на правду.
- И смысл расследования – показать, что речь идет о компаниях,
аффилированных с какими-то чиновниками, а потому и выигрывающими все, что только
можно.
- Разумеется.
- Есть такая печальная шутка, что бизнес в России так плохо развит потому,
что его надо начинать строить с фундамента, а у нас – с «крыши».
- Хорошая шутка. Но это все уже мимо муниципалов. Наша задача – определить
объем средств, направляемых на то же благоустройство, и адресный перечень. А
дальше работает ГУИС.
Мы, конечно, еще как бы контролируем эти работы, но влияния на процесс
оказываем уже очень мало. У нас нет никаких рычагов воздействия на
подрядчика.
- То есть претензии бизнеса к местному самоуправлению обоснованы в местах,
где оно более самостоятельно, чем в Москве.
- Конечно. Для того, чтобы активно влиять на деятельность малого бизнеса,
местное самоуправление должно быть реальной властью на подведомственной
территории, притом единственной. У нас же в Москве царит как минимум
двоевластие.
Хотя управы сейчас тоже деградировали и далеко не всегда понимают, что они
делают.
- Но ведь они являются опорным звеном исполнительной власти в
столице.
- Формально – да. Но у них ресурсов почти никаких не осталось. Они очень
ослабли.
- Извините, Михаил Михайлович, но у них нет ресурсов, у вас нет ресурсов,
а у кого же ресурсы есть?
- Ресурсы у города и префектур. Все финансы, все ресурсы там.
- Но префектуры ведь не будут заниматься тем, чем занимаются управы или
муниципалитеты. У префектур – округа, это многовато, чтобы во все
вникать
- Но все деньги округа – все там, в префектуре, в одних руках. Централизация
стопроцентная. У управ нет своих бюджетов.
- А раньше были?
- Раньше были. Если же сейчас убрать префектуры, то вся система в финансовом
плане рухнет. Деньги застрянут где-то наверху, и все. Вниз они не попадут
вообще.
- Но речь же раньше шла о том, что деньги наоборот отдадут на районный
уровень.
- Да, такой проект тоже существовал
Но сейчас наступило время, когда мы даже перестали ждать перемен. Все
застыло. Москва вся как бы стоит враскорячку: половина районов работает одним
способом, половина – другим.
- А в чем разница между ними?
- Разница в том, что половина районов избавилась от ряда полномочий: опеки,
досуга и спорта – их отдали в управы. А другая половина муниципалитетов как
занималась этим, так и занимается.
Мы ждали, что сразу после выборов об этом вспомнят и введут какое-то
единообразие. В одних районах государственные учреждения занимаются досугом и
спортом, в других – муниципальные бюджетные учреждения, причем они по-другому
финансируются. Одним словом – какой-то разлад. Но проходит время, и царит
тишина. Непонятно, как мы будем жить в 2014-м году: по-старому, или все как-то
изменится. Как говорится, причешут всех под какой-нибудь полубокс.
Медленно идет и процесс переназначения глав управ. А ведь были планы
укрупнить управы. К тому же сейчас должна быть новая нарезка избирательных
округов, поскольку мандатов в Гордуме будет на десять больше – 45 вместо 35-ти.
Как нарежут избирательные округа, если выборы будут назначены на апрель?
Чиновники, что муниципальные, что управские жалуются: им седьмой год не
повышают зарплату. А ведь бюджет на следующий год будет точно не больше, чем на
этот. Дай Бог, чтобы еще урезать не пришлось.
Так что, возвращаясь к нашей первоначальной теме, нам не до малого
бизнеса.
Беседовал Влад Борисов
|